Группа “Газпрома” готовит третий проект по сжижению газа на Балтике. Вслед за крупным “Балтийским СПГ” и малотоннажным проектом “Газпром Газэнергосети” об аналогичном проекте объявил Газпромбанк. Банк намерен построить к середине 2017 г. завод СПГ мощностью 300 тыс. т/год. Основными рынками сбыта должны стать Скандинавия и бункеровка судов.
Газпромбанк собирается построить на Балтике завод по производству малотоннажного СПГ, сообщила первый вице-президент банка Екатерина Трофимова. Мощность завода составит 300 тыс. т/год с возможностью расширения, инвестиции – $300 млн., пуск запланирован на II квартал 2017 г. “Место постройки пока не выбрано, рассматриваем несколько возможных вариантов рядом с Санкт-Петербургом”, – рассказала Трофимова. Основным исполнителем работ по проекту будет дочерняя структура Газпромбанка – ЗАО “Криогаз”. Эта компания имеет опыт строительства заводов для малотоннажного СПГ, хотя и гораздо меньшего размера – на 10 тыс. т/год в Кингисеппе (введен в действие в 2008 г.) и на 23 тыс. т в Калининградской области (введен в 2013 г., принадлежит входящему в “Газпром” ЗАО “Газ-Ойл”). Часть СПГ с калининградского завода поставляется в Польшу.
Малотоннажный СПГ применяется в случаях, когда невыгодно строить инфраструктуру для поставки потребителям традиционного газа. Он транспортируется на небольшие расстояния в жидком состоянии. Несколько крупных нефтегазовых компаний (например, Shell, ExxonMobil) декларировали интерес к этой технологии, в том числе для небольших удаленных месторождений, но в Европе пока производство малотоннажного СПГ незначительно – несколько тысяч тонн в год. Основными потребителями СПГ с завода Газпромбанка должны стать промышленные предприятия Скандинавии, планируется также продажа СПГ для бункеровки судов на Балтике и поставки на внутренний рынок. Экспорт СПГ, который сейчас законодательно ограничен, будет вестись по агентскому соглашению с “Газпром экспортом”. Переговоры с потенциальными зарубежными покупателями “находятся в продвинутой стадии”, говорит Екатерина Трофимова. Поставки предполагается производить танкерами грузоподъемностью 20 тыс. куб. м на терминалы в Финляндии и Швеции по десятилетним контрактам, ценообразование основано на формуле с учетом цен на пропан-бутан и дизтопливо. “Долгосрочные контракты позволят потребителям покрыть затраты на перевод мощностей на использование СПГ. Нам важно завоевать доверие на рынке, который только формируется”, – считает Екатерина Трофимова.
“Газпром газэнергосеть” рассматривает аналогичный проект чуть меньшей мощности (200 тыс. т/год). В “Газэнергосети” подтвердили, что проект по-прежнему находится на стадии утверждения ТЭО в “Газпроме”. Представитель Газпромбанка подчеркнул, что его проект реализуется в полной координации с “Газпромом” в части ценообразования и географии поставок на европейские рынки. Сам “Газпром” собирается построить на Балтике крупнотоннажное производство СПГ мощностью 10 млн. т/год, целевыми рынками для которого будут Южная Европа и Латинская Америка.
В Европе есть еще “белые пятна”, не охваченные газоснабжением, говорит Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research. “Одно из крупнейших таких пятен – Швеция, где, по сути, нет газотранспортной системы, поэтому там рынок проще развивать на основе СПГ”, – считает Нестеров. По его мнению, для скандинавских стран будет иметь значение и то, что СПГ в качестве топлива экологичнее, чем нефтепродукты. (Rcc/Химия Украины, СНГ, мира)