2013 г. для рынка начался плохо (почти как и 2014 г.). Затянувшийся из-за аномальных морозов и снегопадов мертвый сезон не предвещал рынку сжиженного газа ничего хорошего. Но к середине года все переменилось: очереди на переоборудование, бойкая торговля на заправках, хорошие заработки в рознице и опте. В результате ударных темпов продаж в период активного сезона суммарно за год рынок вырос на 10% – почти до 900 тыс. т. В этом объеме учтена часть газа, проданного в баллонах с ГНС, она стабильна из года в год и не превышает 70 тыс. т.
Несмотря на все преимущества сжиженного газа, во всем мире причиной 95% всех переводов автомобилей на газ является его дешевизна. Однако если за рубежом рынок растет лишь при цене на газ не выше 50% от цены бензина, то наши автомобилисты благодарны и за 55%. В 2013 г. среднее соотношение цен составило 56% (в 2012 г. – 58%), но в данном случае “среднее значение” не показательно. Из-за обострения конкуренции на розничном рынке ряда регионов (с эпицентром в Киеве) ценовое соотношение надало ниже 50%, а кое-где, с учетом скрытых и не очень скидок, достигало 42%.
При таких условиях установка среднего комплекта ГБО “отбивалась” за 15-16 тыс. км, или за 9-10 месяцев езды среднестатистического автомобиля. Автомобили потянулись на СТО. После окончания ценовых войн и последовавшего подорожания газа в сентябре очереди рассосались, но, скорее всего, именно новые потребители обеспечили хороший рост рынка автогаза по итогам года.
Химия не показала рост потребления газа
Единственный сегмент рынка сжиженного газа, который не показал роста, – нефтехимия. На сжиженные углеводородные газы, используемые в качестве сырья, в Европе приходится до 35% всего потребления. Украинские надежды были связаны, прежде всего, с “Карпатнефтехимом”, возобновившим работу в сентябре 2013 г. после почти годичного простоя. Однако спустя три месяца крупнейший потребитель бутана вновь остановился. Перспектива возобновления производства скрыта за пеленой сложных договоренностей “ЛУКойла” с правительством. Не пустился и «Линик», на что рассчитывали чиновники. Более оправданные ожидания связаны с 2014 г., хотя в последнее время уверенность в этом ставится некоторыми авторитетными источниками под сомнение.
Небольшие поставки в адрес “Зари” и “Стирола”, а также давальческие объемы ШФЛУ для Шебелинского ГПЗ уложились в 2013 г. в скромные 24,5 тыс. т (в 2011 г. нефтехимия потребила почти 210 тыс. т).
Смена маршрутов
Весьма существенные изменения произошли в структуре наполнения рынка. Увеличения производства на заводах “Укрнафты” и “Укргаздобычи”, крупнейших украинских производителей, было недостаточно, чтобы компенсировать выпавший в 2012 г. “Линик”. Еще 50 тыс. т забрало с рынка сокращение производства на “Укртатнафте”, на 5 тыс. т снизились поставки “Полтавской газонефтяной компании” (ПГНК).
Кто заместил “выпавшие” объемы? Принципиально новых поставщиков не появилось, но в треугольнике Казахстан-Россия-Беларусь произошла смена лидеров. Снижение поставок из Казахстана, наметившееся в начале года, к его концу не исчезло. Казахские поставки упали на 25% до 86 тыс. т. По словам трейдеров, тамошние ресурсодержатели находят более выгодные направления экспорта, например, Афганистан, где растет спрос на пропан-бутан. Самый же перспективный покупатель казахского газа – Китай. “Начал работу первый перевалочный терминал на казахско-китайской границе, небольшие объемы идут. Если договоримся по цене, экспорт будет увеличиваться”, – сообщил в кулуарах конференции LPG Ukraine 2013 представитель крупной компании из Астаны. Вопреки заявлениям россиян о непривлекательности украинского рынка, именно поставки из РФ показали в 2013 г. мощную динамику, увеличившись до 130 тыс. т (+66% к 2012 г.). Однако крупнейшим поставщиком по итогам года оказалась Беларусь. По предварительным данным, за 2013 г. “сябры” смогли нарастить экспорт газа в Украину почти на 70%, перевалив более 165 тыс. т. Белорусы говорят, что в 2014 г. вряд ли смогут удержать завоеванные высоты, так как имеют более привлекательные направления, в частности в Восточной Европе. “Наш газ пойдет на европейские рынки”, – сказал Андрей Федорович из “Белоруснефти”. В 2014 г. в Белорусский ГПЗ планирует наладить производство газа по EN-589:2008, а это значит, что европейские компании будут охотнее брать его не для продажи в коммунальном секторе, а в качестве автогаза. Впрочем, не будем забывать, что на БГПЗ приходится лишь половина белорусских “газовых” объемов, тогда как вторая часть была за мощным и территориально близким Мозырским НПЗ.
Лидеры становятся явными
Вместе с источниками поставок изменилась картина оптового рынка. Прежде всего, необходимо констатировать утрату позиций группой компаний ВЕТЭК. Все 3 опоры, на которых стояла группа, в предыдущем году, в той или иной степени “просели”. Как отмечалось, “Укртатнафта” снизила выпуск пропан-бутана на 50 тыс. т (по договоренностям с контролирующей НПЗ группой “Приват” ВЕТЭК выкупает весь объем кременчугского газа). Крупнейший производитель и партнер – “Укргаздобыча” – во втором полугодии вышла на рынок самостоятельно через близкого к менеджменту госкомпании трейдера ЗНГК. Это позволило “Западной нефтегазовой компании” оказаться в числе крупнейших операторов 2013 г. Правда, дальнейший ход событий показывает, что компания, очевидно, будет вынуждена вернуться туда, откуда пришла: декабрьский спецаукцион по продаже ресурсов “Укргаздобычи” засвидетельствовал восстановление статус-кво. Уменьшается доступный объем и со стороны “Укрнафты”: сеть АГЗП группы “Приват” активно растет, требуя все больше газа. Для себя “Приват” забирает “укрнафтовский” газ в приоритетном порядке. По оценке “Консалтинговой группы А-95”, в 2013 г. “Приват” качнул через свои заправки более 80 тыс. т газа, а в 2014 г. эта цифра вырастет не менее чем на 30%.
Сокращение объемов у ВЕТЭКа как рыночного лидера заставило его бывших контрагентов искать альтернативные источники поставок. Особо отличились те, кто имеет собственные ГНС и опыт эффективного управления ими. По разным оценкам, почти вдвое увеличила поставки полтавская “Надежда”. На 70% нарастила прямые поставки активно развивающаяся группа компаний “УПК-Европлюс” (“Стендаль Солюшнс”, “Инком-Траст”). Колоссальный рост закупок за рубежом (156%) показала компания “БРСМ-Нафта”, которая, в отличие от “Надежды” и “УПК-Европлюс”, сбывает весь объем исключительно через “пистолет”. Упомянутые компании на троих стали “первыми руками” для 25% всего ресурса рынка в 2013 г. Стоит обратить внимание на увеличение прямого импорта сетями WOG и “Параллель”. Не вызывает сомнений, что с вводом собственных хранилищ газа эти операторы будут наращивать закупки. Проблема лишь в том, что как-то затянулся этот процесс у обоих операторов. Проблема, судя по всему, системная, так как особо не движется этот процесс и у ОККО – одной из крупнейших сетей страны.
Параллельно с ростом объема рынка продолжила развитие газовая инфраструктура. Как и прежде, достоверных официальных данных по количеству АГЗС в стране нет, поэтому приходится оперировать лишь оценочными данными. А они позволяют уверенно говорить о преодолении в минувшем году отметки в 3000 АГЗП. Иными словами, за год оно выросло не менее чем на 500 станций, или на 20%.
Рост объемов, а также маржи заставил ритейлеров пересмотреть свое отношение к газу как побочному продукту бизнеса. Особо это чувствуется в поведении WOG и “Привата”. В WOG-е число модулей растет второй год подряд и на конец 2013 г. достигло 220 единиц (+76 за 2013 г.). Брэнд первым на рынке приступил к «обкатке» премиального продукта Mustang. По словам руководителя газового направления сети Андрея Корольчука, в 2014 г. планируется пустить еще 100 АГЗП, что соответствует заявленному ранее плану по общему расширению WOGа. Наиболее мощная сеть остается у “Привата” – более 330 станций (+56 станций за год). Нарастив ее в 2012 г. со 155 до 280 станций, группа немного сбросила темпы. По имеющейся информации, днепропетровцы изначально планировали оборудовать модулями 450-500 точек, однако когда этот показатель будет достигнут, доподлинно неизвестно.
Замыкает тройку лидеров рынка по динамике роста сеть “БРСМ-Нафта”, газовое крыло которой увеличилось за год с 71 до 125 заправок. Отношение компании к сжиженному газу подчеркнутое – лишь несколько АЗС брэнда не предлагают газ. На рынке секрет успеха заключается в админресурсе в лице отраслевого министра Эдуарда Ставицкого. Применительно к газу это позволяет динамично растущей сети получить возможность беспрепятственного импорта, что в означает повышенную маржу. В рейтинге крупнейших сетей “БРСМ” уступает третье место ОККО (142 АГЗП). Львовянам все сложнее скрывать свой скепсис в отношении газовой программы, что дополнительно проиллюстрировано низкими темпами развития – всего 10 модулей за год (это при том, что компания открыла около 35 АЗК). Причины такого несвойственного отставания от основных конкурентов, вероятно, лежат в системе приоритетов брэнда, который остается самым эффективным на рынке продаже традиционных нефтепродуктов и сопутствующих товаров в магазинах.
Прибыльный эконом
Фантастический прирост АГЗП во многом состоялся благодаря хорошей марже. “Маржа на газе появилась… Что произошло?”, – поинтересовался весной 2013 г. топ-менеджер одной из национальных сетей АЗС, не испытывающей особой любви к пропан-бутану. Вопрос м оказался символичным. По расчетам “Консалтинговой группы А-95”, “грязная” розничная маржа в 2013 г. увеличилась на 36% до 76 коп./л. Основа для хорошего годового результата закладывалась в первом полугодии, когда цены в опте падали вдвое быстрее неторопливой розницы и позволяли зарабатывать более 1,20 грн./л. Хорошая наценка побудила многих владельцев АГЗП, отдавших было свои точки под комиссионную торговлю оптовикам, потребовать у последних пропорционального увеличения вознаграждения с 50-60 до 80-90 коп./л. “Затраты на эксплуатацию не меньше 50 коп./л, поэтому остается немного, но в 2012 г. было еще хуже”, – признается руководитель небольшой столичной сети АГЗС. Приведенный расчетный заработок – величина относительная и лежит в широком диапазоне. Факторов масса. При условии закупки ресурса на внутреннем рынке в среднем по году ритейлеру удавалось выручить на литре около 66 коп. Если в наличии имеется собственная ГНС и прямой контракт по импорту – заработок поднимается до 1 грн. Прошедший год провел жирную черту между этими категориями операторов. В результате взлета оптовых цен в разгар ценовых войн в рознице именно мелкая розница, закупающая ресурс автонормами, вкусила все прелести такой модели работы.
Но есть еще одна категория операторов. Речь о тех, кто знал пароль на таможне или имел собственное производство в стране. У этих счастливчиков маржа в среднем составляла около 1,65 грн./л, вырастая в отдельные периоды до 2,4 грн./л. Такой заработок позволял им прессовать менее удачливых конкурентов. Здесь речь идет о БРСМ, вес которой на рынке в 2013 г. стал ощущаться более чем отчетливо. “С ужасом ждем, когда они появятся и в нашей области”, – проронил как-то в частной беседе газотрейдер. Опасения не напрасны. По подсчетам “Консалтинговой группы А-95″, “БРСМ-Нафта” реализовала в 2013 г. порядка 65 тыс. т. Иными словами, каждая станция “качала” около 3000 л/сутки, о чем многие не могут представить даже во сне.
Рост заработка активизировал ценовые войны, особенно минувшим летом в Киеве. Причина – скрытые скидки, достигающие 45 коп./л от цен, указанных на стеле. Именно в этот период цена упали до 4,65 грн./л, или до 42% от цены на А-95. Отрезвление пришло быстро и спустя пару недель газотрейдеры рассуждали, что и 65% от цены бензина тоже выгодно потребителю. Неплохо идут дела у “Привата”, который оценочно продал 85 тыс. т газа. И хотя суточные прокачки скоромнее, чем у БРСМ, маржа на продаже укрнафтовского газа, приобретаемого на спецаукционах, намного выше. Это позволяет держать хорошие цены без особой оглядки на конкурентов.
Другие национальные сети АЗС – ОККО, WOG, “ЛУКойл”, Shell – большими прокачками и маржами похвастаться не могут, так как не имеют админресурса и доступа к дешевому украинскому газу. Средние прокачки колеблются в диапазоне 600-700 л/сут., уровень маржи – средний и ниже. Однако планомерная неспешная работа этой категории операторов, скорее всего, не пройдет зря, так как рано или поздно условия работы на рынке и доступа к ресурсу выровняются. Тогда и можно будет судить о том, кто более эффективен. (oilnews.com.ua/Химия Украины, СНГ, мира)