Украинские светлые нефтепродукты готовятся установить новый рекорд – цена на них замерла в нескольких копейках от рекордной. Цена на бензин марки А-95 подскочила на 1 грн. 33 коп.: с 10 грн. 54 коп./л 7 февраля до 11 грн. 87 коп. 10 февраля. Дизельное топливо за эти дни подорожало с 9 грн. 62 коп./л до 9 грн. 82 коп.
Причина – подорожание доллара. “В ближайшее время цены на топливо в регионах достигнут киевских, а столичные повысятся еще больше”, – говорит директор консалтинговой компании “А-95” Сергей Куюн. Он поясняет: “Около 90% в розничной цене топлива приходится на валютную составляющую, ведь нефть и нефтепродукты мы покупаем за рубежом, а налоги, в частности акцизный сбор, установлены в евро”. По данным профильного министерства, лишь около 20% потребляемого в Украине топлива – отечественного производства. Остальное – импорт. Директор сети АЗС “Параллель” Е. Хилиенко отмечает: “Большая доля закупок приходится Литву и Беларусь”. “НПЗ перерабатывают преимущественно импортную нефть, которая будет “подвержена” курсу при закупке. Украинская нефть также привязана к внешнему рынку через валютный курс, поэтому не стоит ожидать коррекции стоимости топлива за счет отечественных НПЗ”, – подтверждает Куюн.
Что касается отечественного топлива, то и здесь есть проблема: да, отечественные НПЗ заявили, что пока не планируют повышать цену на бензин. В частности, пресс-служба “Укртатнафты” заявила, что в данный момент повышать стоимость продукции компания не намерена. И все же отечественные НПЗ в ближайшем будущем повысят цену на продукцию. Причина – законы рынка. Украина – не самая богатая нефтяными месторождениями страна. Материал для переработки у отечественных НПЗ импортный. И на его стоимость также влияет курс валюты. Если для экспортеров девальвация – благо, то для импортеров, среди которых и производители нефтепродуктов, обесценивание гривны весьма болезненно. Таким образом, ситуацию не спасет даже ожидаемый в 2014 г. выход на рынок новых игроков – Одесского НПЗ и Лисичанского НПЗ. Тем более, в 2013 г. НПЗ на четверть сократили переработку нефти. К этому привели введение акцизного сбора на сырье и ряд проблем с сертификацией продукции НПЗ. Спасти ситуацию могли бы заградительные пошлины против импортных нефтепродуктов. Но введение их сейчас, в столь сложный для страны период, будет крайне негативно воспринято как поставщиками (нельзя исключать попытки политического давления), так и потребителями – топливо и так дорожает, зачем же делать его дороже? Тем более, что дешевая альтернатива в виде продукции отечественных НПЗ тоже будет дорожать из-за повышения нефти в цене. Правда, не так быстро. “Нефтепереработчики закупают нефть на месяц вперед, поэтому не повышают цены каждый день, как импортеры”, – отмечают в пресс-службе ОАО “Галичина”, которому принадлежит Дрогобычский НПЗ. Поэтому у отечественных бизнесменов и автолюбителей сохранится пространство для маневра. Но утешать себя этим не стоит. Вслед за подорожанием топлива будет дорожать и ряд других продуктов. Первыми в набат забили аграрии, у которых близится посевная.
Рост цен на топливо первым обеспокоил украинских аграриев. Одна из наиболее привлекательных отечественных отраслей для зарубежных инвестиций в этом году может пережить не самые легкие времена. Пока аграрии, по сообщению профильного министерства, активно накапливают ГСМ для весенне-полевых работы. Как сообщил директор департамента инженерно-технического обеспечения МинАПК Александр Григорович, в 2014 г. темпы приобретения топлива равны прошлогодним. “В этому году на время проведения весенне-полевых работы сельхозпроизводителям необходимо 424 т дизельного топлива и 103 тыс. т бензина. На сегодня аграрии приобрели 57% необходимого дизельного топлива и 58% бензина. Такие темпы практически отвечают прошлогодним. Это будет способствовать своевременному проведению механизированных работ”, – отметил он. По словам Григоровича, ситуация на рынке топлива требует постоянного контроля. Чиновник заявил – Минагрополитики инициирует обращение к Кабинету министров с предложением поручить Минэнергоуглю и НАК “Нафтогаз Украины” принять меры к ресурсному насыщению рынка нефтепродуктов по стабильным ценам. Пока же аграрии справляются силами своего ведомства и органов центральной власти в регионах. “Минагрополитики вместе с облгосадминистрациями продолжают работать над созданием дополнительных запасов дизельного топлива и бензинов, а также мониторить обеспечение материальными ресурсами на время проведения весенне-полевых работ”, – заявил Григорович. В тех областях, где ОГА продолжают оставаться под контролем протестующих, взаимодействие МинАПК и местных властей оказалось под угрозой. Кроме того, как отметил директор департамента экономического развития аграрного рынка Виталий Саблук, блокирование работы министерства привело к серьезным проблемам с организацией работы. “На сегодняшний день тяжело оценивать, но минимум несколько дней займет налаживание работы министерства, а если есть пропажа техники, то процесс может растянуться на недели и месяцы”, – отметил чиновник.
Эксперты топливного рынка пока предрекают повышение цен на бензины и дизельное топливо. Но лишь в том случае, если курс гривны не удастся стабилизировать. Впрочем, сейчас Украину спасает “мертвый сезон”: потребление упало до минимальных отметок. У НПЗ и трейдеров есть запасы продуктов по старым ценам. Но с приближением посевной этот сезон закончится. Кроме того, нестабильность в Украине может спровоцировать рост цен. Пока же цены на топливо растут. Это значит, что украинцам следует приготовиться к подорожанию многих товаров. В условиях обесценивания национальной валюты это может стать “двойным ударом” для социально незащищенных слоев населения. И политический кризис, который продолжается в стране третий месяц, лишь усугубит ситуацию. Как отмечают профильные издания, под предлогом борьбы с властью ряд групп решил потеснить конкурентов с рынка, что рынку стабильности не принесло. (Минпром/Химия Украины, СНГ, мира)