В середине января “Газпром нефть” приобрела крупнейшего в России производителя полимерно-модифицированных битумов – Рязанский опытный завод нефтехимпродуктов. Несмотря на то, что рынок ПБВ стал расти только в последние годы, это третий проект нефтяной компании. Аналогичные мощности у нее есть на Омском и Московском НПЗ. Об это направлении бизнеса, перспективах роста рынка и поддержке государства рассказал начальник департамента битумных материалов “Газпром нефти” Дмитрий Орлов.
– НПЗ “Газпром нефти” производят дорожные битумы давно. Однако вход в сегмент полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) компания начала относительно недавно. Чем ПБВ отличаются от обычных нефтяных битумов?
– ПБВ отличаются высокой эластичностью и температурной стойкостью, а асфальтобетонные покрытия на основе ПБВ характеризуются повышенной устойчивостью к образованию колеи, действию высоких транспортных нагрузок, а также трещиностойкостью при низких температурах. С точки зрения производства в ПБВ есть три основных компонента: традиционный нефтяной битум в качестве основы; пластификатор, который придает пластичность битуму и улучшает растворение полимера; полимер. Процесс производства ПБВ представляет собой смешение этих трех составляющих по определенной технологии.
– Справедливо ли считать ПБВ новым продуктом для России?
– Это продукт с историей, но назвать однозначную точки отсчета сложно. Еще в 1995 г. Росавтодор выпустил предписание использовать ПБВ в строительстве федеральных дорожных объектов. Однако это очень специфический продукт, для его качественного производства необходимо тщательно соблюдать технологию, использовать подготовленное сырье и подходящее оборудование, следить за физическими свойствами. На тот момент технологий для эффективного производства и применения ПБВ в России не было, поэтому поначалу никто не видел в этом особенного смысла. В итоге до последнего времени на рынке было небольшое количество производств, в основном у дорожных компаний.
– Как сейчас выглядит рынок ПБВ? Можно ли характеризовать его какими-то цифрами?
– Сегодня рынок можно назвать сбалансированным. Мы видим четкую тенденцию на увеличение потребности в ПБВ. Например, в 2010 г. объем российского рынка составлял примерно 50 тыс. т, к 2013 г. он вырос до 140 тыс. т. Строятся новые производства, расширяются мощности. Основной драйвер роста объема рынка – реконструкция основных федеральных трасс. В таких проектах главное – высокое качество покрытия. Применение ПБВ позволяет его достигать. В этом смысле Росавтодор, как мне кажется, является неким идеологом всей автодорожной отрасли в вопросе применения ПБВ. Ведомство ведет последовательную и поэтапную политику внедрения инновационных материалов. Как мне кажется, и спрос, и предложение на рынке будет увеличиваться. Хотя, стоит признать, производственные мощности пока имеют определенный запас.
– Вы упомянули Федеральное дорожное агентство как идеолога внедрения инновационных материалов. А насколько вообще серьезна поддержка ПБВ государством?
– Важно отметить последовательность в действиях регуляторов в поэтапном устранении нормативных барьеров. Это, несомненно, идет на пользу отрасли. Могу привести пример. Перед строительством дороги должен быть утвержден ее проект. Решения, предлагаемые проектными организациями, подразумевают использование тех или иных материалов и конструкций, перечень которых прописан в федеральных и территориальных сметных нормативах. А эти документы рождаются и утверждаются в Министерстве регионального развития. Для производителей полимерно-модифицированных битумов было важно, чтобы ПБВ были включены в эти сметные справочники. Что в итоге произошло и стало серьезным толчком для развития бизнеса. Еще одним важным шагом стало вступление в силу с 1 январе 2014 г. Федеральный закон №44 “О контрактной системе…”, который регламентирует внедрение в практику госзакупок контрактов жизненного цикла. Сама логика таких контрактов в автодорожной сфере стимулирует подрядчиков применять материалы с улучшенными качественными характеристиками, которые позволят им повысить долговечность дорожных покрытий и в перспективе снизить затраты на эксплуатацию и поддержание объектов.
– Каково видение “Газпром нефти” своей позиции на рынке битумов и ПБВ на долгосрочную перспективу?
– В 2013 г. компания обновила стратегию развития битумного бизнеса до 2025 г. Планируется, что потребление битумных материалов к этому времени вырастет до 7,7 млн. т. “Газпром нефть” хочет не только сохранить 30% этого рынка, но и стать лидером с точки зрения технологий производства, производя битумы и предоставляя связанные с ними высококачественные сервисы. Если говорить о рынке ПБВ, то, по нашему прогнозу, к 2025 г. его объемы утроятся и достигнут 500 тыс. т. Можно признать, что наш прогноз достаточно консервативен: статистика последних 3 лет говорит, что рынок растет гораздо быстрее. Без развития сегмента ПБВ трудно стать лидером в битумных материалах вообще, поэтому для “Газпром нефти” это важное направление. Мы планируем создать полную линейку, наладить качественный сервис с услугами по доставке, фасовке, обеспечению полного ассортимента. Стремимся к выходу на конечного потребителя, ведь это создает дополнительную экономику для нашего бизнеса, рассматриваем возможности экспорта.
– Недавно “Газпром нефть” приобрела производства ПБВ в Рязани. Стала ли компания самым крупным в стране производителем ПБВ?
– Сегодня мы являемся крупнейшим производителем ПБВ в России. Наша первая производственная площадка располагается на Омском НПЗ. Ожидаем, что во II квартале 2014 г. более современная установка заработает на Московском НПЗ, где “Газпром нефть” реализует совместный проект с французской Total по производству инновационного полимерно-модифицированного битума G-Way Styrelf. Стоит сказать, что у других крупных ВИНК собственных активов по производству ПБВ на основе SBS-полимеров нет. Хотя, конечно, определенный интерес к этому бизнесу у участников рынка присутствует.
– Существуют ли отличия в технологии при использовании ПБВ вместо традиционного битума?
– При производстве смеси на асфальтобетонных заводах при использования ПБВ вместо традиционного битума не требуется специальных изменений в технологическом процессе и оборудовании. При укладке асфальта, изготовленного на основе ПБВ, используется та же техника, что и в случае применения традиционного вяжущего. Но особенности все же имеются. ПБВ – продукт более требовательный к сохранению однородности и соблюдению температурного режима как при транспортировке и хранении, так и в ходе производства асфальтобетонной смеси на заводах. Он требует и более тщательного соблюдения температурных режимов и технологии укладки асфальта. Отсутствие необходимых навыков и опыта специалистов на заводах-производителях дорожных смесей и дорожных строителей может привести к снижению качества готового дорожного полотна.
– Каковы требования к битумному сырью для производства ПБВ? Какова ситуация с таким сырьем в России?
– Требование одно – стабильность качества битумного сырья. Плюс строгое соблюдение технологии его транспортировки и применения в процессе производства. Эти условия выполняются только при тесной взаимосвязи производителя базового нефтяного битума и завода по производству ПБВ. То есть интеграция в этой цепочке – основа качества полимерно-модифицированного битума. “Газпром нефть” полностью обеспечивает производство ПБВ собственным сырьем, за стабильностью качества которого мы начали следить одними из первых в отрасли.
– Какие требования предъявляются к полимерному компоненту? Насколько российских мощностей и качества достаточно для обеспечения полноценного развития рынка?
– Самые распространенные российские модификаторы сегодня – SBS-сополимеры, бутадиен-стирольные термоэластопласты. В России есть такое производство, качество его продукции не уступает мировым аналогам. Поэтому она используются почти всеми крупными российскими производителями ПБВ. В 2013 г. мощности этого производства были увеличены, что соответствует тенденции на увеличение спроса на полимерные компоненты для модификации битумов.
– Какие еще виды полимеров могут использоваться для производства модифицированных битумов?
– Кроме SBS-сополимеров в мире используют бутадиен-стирольные каучуки, полиолефины, этилен-винилацетат, резиновую крошку и т. д. Часто такие модификаторы могут стоить дешевле, но, как правило, обладают узконаправленными свойствами, модифицируя лишь какую-то одну из характеристик вяжущего. В Европе многолетняя практика использования модифицированных битумов показала однозначные преимущества SBS-полимера ввиду его способности улучшать высоко- и низкотемпературные свойства вяжущего, эластичность и адгезию. В результате сегодня с помощью SBS там модифицируется более 2/3 всех битумов. Для России характерна такая же тенденция, у нас использование полимеров типа стирол-бутадиен-стирол закреплено ГОСТом. Мы ожидаем, что к 2025 г. емкость дорожного сегмента потребления бутадиен-стирольных ТЭП составит около 25 тыс. т/год. (rupec.ru/Химия Украины и мира)