Чистая прибыль “Уралкалия” за 2013 г. упала на 58% – до $666 млн. Выручка сократилась на 20% – до $2,7 млрд., а EBITDA – на 31% – до $1,6 млрд., сообщила компания. За прошлый год она сменила акционеров, генерального директора и стратегию: объем продаж стал важнее максимальной цены сделки.
В 2013 г. “Уралкалий” стал участником “калийной войны”. До конца июля компания осуществляла поставки на экспорт через Белорусскую калийную компанию (БКК), совместного трейдера с белорусскими партнерами. Но глава “Беларуськалия” Валерий Кириенко заявил, что россияне торгуют сырьем в обход договоренностей. 30 июля экс-гендиректор “Уралкалия” Владислав Баумгертнер заявил, что не соблюдает договоренности белорусская сторона, и разорвал контракт с БКК. Летом он объявил, что у компании будет новая стратегия, в которой основная ставка будет сделана на максимизацию выручки, какой бы ни была цена. После этого стоимость калия и капитализация производящих его компаний во всем мире пошли вниз.
26 августа в Минске после переговоров с белорусским премьер-министром Александром Мясниковичем Баумгертнера арестовали. Экстрадировать в Россию топ-менеджера согласились только после того, как группа “ОНЭКСИМ” официально объявила о том, что выкупит долю у крупнейшего акционера “Уралкалия” Сулеймана Керимова. На смене собственника настоял президент Беларуси Александр Лукашенко.
Объем производства “Уралкалия” в 2013 г. в результате этих событий увеличился на 10% и составил 10 млн. т. Объем продаж вырос на 5% – до 9,9 млн. т.
Совет директоров “Уралкалия” рекомендовал акционерам на годовом собрании утвердить дивиденды по итогам прошлого года в 1,63 руб. на акцию в дополнение к промежуточным. По итогам первого полугодия 2013 г. компания выплачивала 2,21 руб. на акцию. Держатели бумаг “Уралкалия” получат 11 млрд. руб.
Новый гендиректор “Уралкалия” Дмитрий Осипов поддерживает решения своего предшественника. В сообщении компании приведены его слова о том, что строгое соблюдение “Уралкалием” принципов стратегии “цена превыше объема” в первой половине 2013 г. привело к значительному сокращению доли компании на рынке, в то время как другие производители стремились укрепить свои позиции за счет агрессивной ценовой политики. Это негативно сказалось и на производственных, и на финансовых результатах компании. По мнению Осипова, лучшим для “Уралкалия” стало именно второе полугодие.
“Уралкалий” ожидает, что позитивная конъюнктура рынка – долгосрочные контракты и невысокий уровень складских запасов – приведет к росту спроса на калийные удобрения в 2014 г., причем объем рынка может вырасти до 56-58 млн. т. В 2013 г. средняя экспортная цена хлористого калия на условиях FCA (условия поставки, когда основную часть перевозки обеспечивает покупатель) снизилась на 28% (по сравнению с 2012 г.) – до $268/т. (РБК/rcc.ru/Химия Украины и мира)