Химия Украины и мира

Россия: потребление полимерной продукции отстает в отраслях с преимущественно государственным финансированием

Руководитель проектов компании Strategy Partners Group (SPG) Владимир Батхин в конце 2013 г. представил свежий взгляд на проблемы российской химии и нефтехимии. Сама же компания Strategy Partners Group принимает участие в разработке химической “Стратегии 2030” под руководством Министерства промышленности и торговли.

Особый интерес, в частности, представляет новый взгляд SPG на такой показатель, как среднедушевое потребление полимеров. Этот индикатор, весьма приблизительный и условный по своей сути и носящий больше иллюстративный характер, подвергся любопытному анализу. SPG удалось не просто констатировать отставание России от развитых стран по показателю среднедушевого потребления полимерной продукции, но и разобраться в структуре этого отставания. Оказалось, что существенная часть его приходится на отрасли, где определяющими являются государственные расходы. В свете же новых веяний в бюджетной политики федерального центра, регионов и муниципалитетов такое положение вещей не выглядит многообещающим для нефтехимии.

Если принять уровень потребления полимерной продукции в развитых странах (например, США) на душу населения за 100 кг, то структура потребления в сегодняшней России выглядит так: общее потребление составляет 66 кг/чел., из них лишь 29 кг составляет собственное производство первичных полимеров, 7 кг – импорт первичных полимеров, 30 кг – импорт полимеров в виде изделий: транспортных средств, бытовой техники, товаров народного потребления и т. п. Таким образом, разрыв между реальным потреблением полимеров в РФ и уровнем развитых стран составляет 34 кг/чел. Этот разрыв, согласно анализу SPG, складывается из отставания по потреблению полимеров в таких отраслях, как ЖКХ, транспортная инфраструктура, производство автокомпонентов, строительство и др. Если предположить, что объем импорта полимеров в виде изделий в будущем особо не измениться, будет ликвидировано отставание в этих отраслях, а также замещен импорт первичных полимеров, то внутренний российский рынок полимерной продукции может увеличиться на 41 кг/чел, то есть более чем двукратно к текущему уровню. Таким образом, задача достижения уровня душевого потребления полимеров развитых стран эквивалентна более чем двукратному увеличению объемов и/или номенклатуры внутреннего производства полимерной продукции.

По оценкам SPG, 35% разрыва с уровнем развитых стран приходится на отрасли ЖКХ и транспортная инфраструктура. В России в существовании и развитии этих отраслей определяющую роль играет государственное финансирование. А если учесть, что значимая доля капитальных ремонтов и нового жилищного строительства осуществляется на деньги бюджетов разных уровней, роль госрасходов увеличивается. “Мы видим, что основной разрыв в России реально связан с такими потребляющими отраслями, где в принципе потребляются государственные деньги. Это инфраструктура ЖКХ, это использование полимерной продукции в транспортной инфраструктуре” – отметил Владимир Батхин.

С одной стороны, этот тезис рождает некоторые поводы для оптимизма, ведь теоретически в сферах, связанных с госрасходами, значительно проще проводить декларативную политику, влияя на потребление тех или иных материалов, стимулировать полимерный сектор. С другой стороны, на практике вовлечение полимерной продукции в ЖКХ и автодорожном строительстве растет крайне низкими темпами, несмотря на протоколы правительственных и президентских совещаний по нефтехимии. Поэтому если считать долю проектов с участием нефтехимической продукции в этих отраслях условно постоянной, то главным драйвером увеличения спроса на полимеры со стороны ЖКХ и дорожного строительства может стать только рост государственных расходов на эти направления. И с этой точки зрения ситуация нуждается в подробном разборе.

ЖКХ. Согласно “Основным направлениям бюджетной политики на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг.”, одним из принципов формирования бюджета в ближайшие 3 года является “сокращение на 5% расходов федерального бюджета на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд”. Однако в части, касающейся ЖКХ и дорожного строительства, ситуация на первый взгляд не выглядит негативной. Так, согласно тому же документу, несмотря на сокращение расходов федерального бюджета на сферу ЖКХ, общие расходы бюджетной системы России должны увеличиваться:

Расходы бюджетной системы на жилищно-коммунальное хозяйство, млрд. руб.

  2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Расходы, всего (без учета межбюджетных трансфертов, МБТ) 1130,20 1247,40 1309,40 1405,80
К уровню 2013 г., % 100 110 116 124
В том числе:        
Федеральный бюджет 126,4 131,7 93 53,1
Консолидированные бюджеты субъектов 1003,80 1115,70 1216,30 1352,80

Источник: Минфин.

Как поясняется в документе, основным фактором сокращение расходов федерального бюджета на ЖКХ является уменьшение имущественного взноса в госкорпорацию “Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства”, работу которой планируется свернуть в 2018 г.

Аналогичные тенденции прослеживаются в документе Минфина “Сравнительный анализ объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации в 2014-2016 гг.”:

Государственная программа, млрд. руб.

  2013 г. 2014 г. (проект) 2015 г. (проект) 2016 г. (проект)
Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, всего 119,3 124,8 78,8 53,5
В том числе:        
Бюджетные ассигнования (без учета ФЦП) 74,4 83,4 37,3 15,5
ФЦП “Жилище” на 2011-2015 гг. 42,0 38,5 38,6 35,1
ФЦП “Чистая вода” на 2011-2017 гг. 3,0 2,9 2,9 2,9

Источник: Минфин.

Стоит обратить внимание на существенное сокращение расходов федерального бюджета на ФЦП “Жилище”, одной из подпрограмм которой является “Модернизация коммунальной инфраструктуры”. В какой-то степени эти цифры также касаются и сферы строительства, которое предусмотрено на государственные деньги в рамках ФЦП. Таким образом, ядро расходов на ЖКХ переносится на бюджеты регионов, причем объем этих расходов должен расти.

Однако сопоставляя оптимистические предварительные выкладки Минфина с утвержденными федеральным и региональными бюджетами на 2014 г. и плановым периодом 2015-2016 гг., складывается впечатление, что растущая тенденция расходов на ЖКХ – какой-то арифметический трюк. Потому что среди выбранных случайным образом 10 субъектов федерации из различных федеральных округов не нашлось такого, где бы расходы регионального бюджета по разделу ЖКХ в 2016 г. были больше, чем в 2014 г. Для большинства регионов характерна равномерная понижательная динамика на весь трехлетний период, где-то (Архангельская обл.) даже драматическая.

Расходы бюджета по разделу ЖКХ относительно уровня 2014 г., %

Субъект 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Россия (федеральный бюджет) 100 118 57
Архангельская область 100 6 6
Воронежская область 100 40 28
Иркутская область 100 103 68
Кировская область 100 70 38
Краснодарский край 100 71 73
Новосибирская область 100 63 63
Приморский край 100 26 40
Саратовская область 100 35 31
Свердловская область 100 112 71
Тверская область 100 75 37

Источник: Федеральный закон №349-ФЗ, законы субъектов о региональных бюджетах на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг.

Объяснить расхождения трендов в федеральном проекте и региональных бюджетах трудно. Можно предположить, что один или ограниченное число регионов, не попавших в случайную выборку, кратно увеличивают расходы на ЖКХ, рост которых перекрывает сокращение в других регионах. А может быть, федеральный прогноз учитывает какие-то будущие госпрограммы, которые пока не отражают проекты регионов. Однако факт – региональные бюджеты на сфере ЖКХ экономят. Надо думать, аналогичная ситуация с бюджетами муниципалитетов, у которых ЖКХ – основная статья для сокращения расходов в условиях экономии и приоритета социальным статьям финансирования. В качестве примера можно рассмотреть бюджетные планы среднего российского города. Таковым может считаться Воткинск в Удмуртии. Во-первых, население Воткинска (98,3 тыс. чел. в 2013 г.) очень близко к средней численности жителей российского города (95,7 тыс. чел. согласно переписи 2010 г.). Во-вторых, Воткинск расположен очень близко к географическому центру народонаселения России, который также находится в Удмуртии (61 км).

Дороги. Ситуация с финансированием в ближайшие годы автодорожного хозяйства несколько лучше. Согласно принятому бюджету (№349-ФЗ), расходы на эти цели в 2014, 2015 и 2016 годах предусмотрены на уровне 508 млрд. руб., 529,5 млрд. руб. и 552,5 млрд. руб. соответственно. В чем особенности? Во-первых, более чем скромный рост расходов на дорожное хозяйство (по сути, ниже инфляции). Во-вторых, наиболее значимая часть (около 45%) федеральных расходов в этой сфере приходится на содержание автодорог федерального значения. На капитальные вложения (новое строительство) приходится порядка 26-28% расходов. Характерно, что бюджетный план предусматривает опережающий рост расходов на содержание дорог (6,5% и 8,7% к уровню 2014 г.) на фоне фактической стагнации расходов на новое строительство (-1% и 1% в 2015 г. и 2016 г. к уровню 2014 г.).

С точки зрения потребления нефтехимических продуктов в дорожном хозяйстве ремонты и строительство – не одно и то же. Однако с точки зрения стимулирования спроса на нефтехимическую продукцию в сфере дорожного строительства драйвером должен выступать не федеральный бюджет, а региональные дорожные фонды, под чьей ответственностью находится в 10 раз более протяженная автодорожная сеть. И именно отсюда исходит наибольший негатив в сфере государственных расходов на дорожное хозяйство. Согласно действующему законодательству, основными источниками наполнения региональных дорожных фондов являются 72% от сборов акцизов на нефтепродукты и транспортный налог. Однако, по сообщениям прессы, в планы правительства до 2016 г. увеличение акцизов на нефтепродукты не входит – это дестимулирует нефтяные компании к модернизации НПЗ. Отсюда – почти неизбежное недофинансирование региональных дорожных фондов и, соответственно, как минимум стагнация госрасходов на региональное дорожное хозяйство. По данным ассоциации “Радор”, в 2014 г. на содержание и ремонт дорог региональные фонды смогут выделить около 300 млрд. руб., хотя нормативная потребность в 5 раз больше. Характерно, что в законе о федеральном бюджете по отрасли дорожное хозяйство предусмотрено поэтапное сокращение межбюджетных трансфертов с 30,8 млрд. руб. в 2014 г. до 9,9 млрд. руб. в 2015 г.

Для роста потребления полимерных материалов нужен спрос со стороны государства

Констатируемое всеми экспертами и признаваемое государством отставание российского среднедушевого потребления полимерной продукции от уровня развитых стран, согласно анализу Strategy Partners Group, более чем на треть складывается из отставания в отраслях с преимущественно государственным финансированием. Однако в рамках общего курса на сокращение госрасходов несоциального характера нефтехимическим компаниям и производителям изделий и материалов для нужд ЖКХ, строительства и дорожного хозяйства не стоит рассчитывать на рост объемов закупок со стороны бюджетов всех уровней. Скорее всего, они будут сокращаться, а как минимум – стагнировать. Поэтому ликвидация отставания в условиях дефицита госсредств возможна лишь по интенсивному пути, то есть не за счет наращивания валового спроса, а за счет изменения его структуры. Эффективно влиять на этот процесс нефтехимическое сообщество пока не научилось, и хотя поручения по стимулирования применения полимерных материалов в ЖКХ и дорожном строительстве уже несколько лет даются первыми лицами государства, поддерживаются органами исполнительной власти, муссируются на отраслевых мероприятиях, на практике особого движения нет. В этом вопросе нужен реальный спрос со стороны государства. (rupec.ru/Химия Украины и мира)

 

Exit mobile version