Руководитель проектов компании Strategy Partners Group (SPG) Владимир Батхин в конце 2013 г. представил свежий взгляд на проблемы российской химии и нефтехимии. Сама же компания Strategy Partners Group принимает участие в разработке химической “Стратегии 2030” под руководством Министерства промышленности и торговли.
Особый интерес, в частности, представляет новый взгляд SPG на такой показатель, как среднедушевое потребление полимеров. Этот индикатор, весьма приблизительный и условный по своей сути и носящий больше иллюстративный характер, подвергся любопытному анализу. SPG удалось не просто констатировать отставание России от развитых стран по показателю среднедушевого потребления полимерной продукции, но и разобраться в структуре этого отставания. Оказалось, что существенная часть его приходится на отрасли, где определяющими являются государственные расходы. В свете же новых веяний в бюджетной политики федерального центра, регионов и муниципалитетов такое положение вещей не выглядит многообещающим для нефтехимии.
Если принять уровень потребления полимерной продукции в развитых странах (например, США) на душу населения за 100 кг, то структура потребления в сегодняшней России выглядит так: общее потребление составляет 66 кг/чел., из них лишь 29 кг составляет собственное производство первичных полимеров, 7 кг – импорт первичных полимеров, 30 кг – импорт полимеров в виде изделий: транспортных средств, бытовой техники, товаров народного потребления и т. п. Таким образом, разрыв между реальным потреблением полимеров в РФ и уровнем развитых стран составляет 34 кг/чел. Этот разрыв, согласно анализу SPG, складывается из отставания по потреблению полимеров в таких отраслях, как ЖКХ, транспортная инфраструктура, производство автокомпонентов, строительство и др. Если предположить, что объем импорта полимеров в виде изделий в будущем особо не измениться, будет ликвидировано отставание в этих отраслях, а также замещен импорт первичных полимеров, то внутренний российский рынок полимерной продукции может увеличиться на 41 кг/чел, то есть более чем двукратно к текущему уровню. Таким образом, задача достижения уровня душевого потребления полимеров развитых стран эквивалентна более чем двукратному увеличению объемов и/или номенклатуры внутреннего производства полимерной продукции.
По оценкам SPG, 35% разрыва с уровнем развитых стран приходится на отрасли ЖКХ и транспортная инфраструктура. В России в существовании и развитии этих отраслей определяющую роль играет государственное финансирование. А если учесть, что значимая доля капитальных ремонтов и нового жилищного строительства осуществляется на деньги бюджетов разных уровней, роль госрасходов увеличивается. “Мы видим, что основной разрыв в России реально связан с такими потребляющими отраслями, где в принципе потребляются государственные деньги. Это инфраструктура ЖКХ, это использование полимерной продукции в транспортной инфраструктуре” – отметил Владимир Батхин.
С одной стороны, этот тезис рождает некоторые поводы для оптимизма, ведь теоретически в сферах, связанных с госрасходами, значительно проще проводить декларативную политику, влияя на потребление тех или иных материалов, стимулировать полимерный сектор. С другой стороны, на практике вовлечение полимерной продукции в ЖКХ и автодорожном строительстве растет крайне низкими темпами, несмотря на протоколы правительственных и президентских совещаний по нефтехимии. Поэтому если считать долю проектов с участием нефтехимической продукции в этих отраслях условно постоянной, то главным драйвером увеличения спроса на полимеры со стороны ЖКХ и дорожного строительства может стать только рост государственных расходов на эти направления. И с этой точки зрения ситуация нуждается в подробном разборе.
ЖКХ. Согласно “Основным направлениям бюджетной политики на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг.”, одним из принципов формирования бюджета в ближайшие 3 года является “сокращение на 5% расходов федерального бюджета на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд”. Однако в части, касающейся ЖКХ и дорожного строительства, ситуация на первый взгляд не выглядит негативной. Так, согласно тому же документу, несмотря на сокращение расходов федерального бюджета на сферу ЖКХ, общие расходы бюджетной системы России должны увеличиваться:
Расходы бюджетной системы на жилищно-коммунальное хозяйство, млрд. руб.
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | |
Расходы, всего (без учета межбюджетных трансфертов, МБТ) | 1130,20 | 1247,40 | 1309,40 | 1405,80 |
К уровню 2013 г., % | 100 | 110 | 116 | 124 |
В том числе: | ||||
Федеральный бюджет | 126,4 | 131,7 | 93 | 53,1 |
Консолидированные бюджеты субъектов | 1003,80 | 1115,70 | 1216,30 | 1352,80 |
Источник: Минфин.
Как поясняется в документе, основным фактором сокращение расходов федерального бюджета на ЖКХ является уменьшение имущественного взноса в госкорпорацию “Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства”, работу которой планируется свернуть в 2018 г.
Аналогичные тенденции прослеживаются в документе Минфина “Сравнительный анализ объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации в 2014-2016 гг.”:
Государственная программа, млрд. руб.
2013 г. | 2014 г. (проект) | 2015 г. (проект) | 2016 г. (проект) | |
Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, всего | 119,3 | 124,8 | 78,8 | 53,5 |
В том числе: | ||||
Бюджетные ассигнования (без учета ФЦП) | 74,4 | 83,4 | 37,3 | 15,5 |
ФЦП “Жилище” на 2011-2015 гг. | 42,0 | 38,5 | 38,6 | 35,1 |
ФЦП “Чистая вода” на 2011-2017 гг. | 3,0 | 2,9 | 2,9 | 2,9 |
Источник: Минфин.
Стоит обратить внимание на существенное сокращение расходов федерального бюджета на ФЦП “Жилище”, одной из подпрограмм которой является “Модернизация коммунальной инфраструктуры”. В какой-то степени эти цифры также касаются и сферы строительства, которое предусмотрено на государственные деньги в рамках ФЦП. Таким образом, ядро расходов на ЖКХ переносится на бюджеты регионов, причем объем этих расходов должен расти.
Однако сопоставляя оптимистические предварительные выкладки Минфина с утвержденными федеральным и региональными бюджетами на 2014 г. и плановым периодом 2015-2016 гг., складывается впечатление, что растущая тенденция расходов на ЖКХ – какой-то арифметический трюк. Потому что среди выбранных случайным образом 10 субъектов федерации из различных федеральных округов не нашлось такого, где бы расходы регионального бюджета по разделу ЖКХ в 2016 г. были больше, чем в 2014 г. Для большинства регионов характерна равномерная понижательная динамика на весь трехлетний период, где-то (Архангельская обл.) даже драматическая.
Расходы бюджета по разделу ЖКХ относительно уровня 2014 г., %
Субъект | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
Россия (федеральный бюджет) | 100 | 118 | 57 |
Архангельская область | 100 | 6 | 6 |
Воронежская область | 100 | 40 | 28 |
Иркутская область | 100 | 103 | 68 |
Кировская область | 100 | 70 | 38 |
Краснодарский край | 100 | 71 | 73 |
Новосибирская область | 100 | 63 | 63 |
Приморский край | 100 | 26 | 40 |
Саратовская область | 100 | 35 | 31 |
Свердловская область | 100 | 112 | 71 |
Тверская область | 100 | 75 | 37 |
Источник: Федеральный закон №349-ФЗ, законы субъектов о региональных бюджетах на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг.
Объяснить расхождения трендов в федеральном проекте и региональных бюджетах трудно. Можно предположить, что один или ограниченное число регионов, не попавших в случайную выборку, кратно увеличивают расходы на ЖКХ, рост которых перекрывает сокращение в других регионах. А может быть, федеральный прогноз учитывает какие-то будущие госпрограммы, которые пока не отражают проекты регионов. Однако факт – региональные бюджеты на сфере ЖКХ экономят. Надо думать, аналогичная ситуация с бюджетами муниципалитетов, у которых ЖКХ – основная статья для сокращения расходов в условиях экономии и приоритета социальным статьям финансирования. В качестве примера можно рассмотреть бюджетные планы среднего российского города. Таковым может считаться Воткинск в Удмуртии. Во-первых, население Воткинска (98,3 тыс. чел. в 2013 г.) очень близко к средней численности жителей российского города (95,7 тыс. чел. согласно переписи 2010 г.). Во-вторых, Воткинск расположен очень близко к географическому центру народонаселения России, который также находится в Удмуртии (61 км).
Дороги. Ситуация с финансированием в ближайшие годы автодорожного хозяйства несколько лучше. Согласно принятому бюджету (№349-ФЗ), расходы на эти цели в 2014, 2015 и 2016 годах предусмотрены на уровне 508 млрд. руб., 529,5 млрд. руб. и 552,5 млрд. руб. соответственно. В чем особенности? Во-первых, более чем скромный рост расходов на дорожное хозяйство (по сути, ниже инфляции). Во-вторых, наиболее значимая часть (около 45%) федеральных расходов в этой сфере приходится на содержание автодорог федерального значения. На капитальные вложения (новое строительство) приходится порядка 26-28% расходов. Характерно, что бюджетный план предусматривает опережающий рост расходов на содержание дорог (6,5% и 8,7% к уровню 2014 г.) на фоне фактической стагнации расходов на новое строительство (-1% и 1% в 2015 г. и 2016 г. к уровню 2014 г.).
С точки зрения потребления нефтехимических продуктов в дорожном хозяйстве ремонты и строительство – не одно и то же. Однако с точки зрения стимулирования спроса на нефтехимическую продукцию в сфере дорожного строительства драйвером должен выступать не федеральный бюджет, а региональные дорожные фонды, под чьей ответственностью находится в 10 раз более протяженная автодорожная сеть. И именно отсюда исходит наибольший негатив в сфере государственных расходов на дорожное хозяйство. Согласно действующему законодательству, основными источниками наполнения региональных дорожных фондов являются 72% от сборов акцизов на нефтепродукты и транспортный налог. Однако, по сообщениям прессы, в планы правительства до 2016 г. увеличение акцизов на нефтепродукты не входит – это дестимулирует нефтяные компании к модернизации НПЗ. Отсюда – почти неизбежное недофинансирование региональных дорожных фондов и, соответственно, как минимум стагнация госрасходов на региональное дорожное хозяйство. По данным ассоциации “Радор”, в 2014 г. на содержание и ремонт дорог региональные фонды смогут выделить около 300 млрд. руб., хотя нормативная потребность в 5 раз больше. Характерно, что в законе о федеральном бюджете по отрасли дорожное хозяйство предусмотрено поэтапное сокращение межбюджетных трансфертов с 30,8 млрд. руб. в 2014 г. до 9,9 млрд. руб. в 2015 г.
Для роста потребления полимерных материалов нужен спрос со стороны государства
Констатируемое всеми экспертами и признаваемое государством отставание российского среднедушевого потребления полимерной продукции от уровня развитых стран, согласно анализу Strategy Partners Group, более чем на треть складывается из отставания в отраслях с преимущественно государственным финансированием. Однако в рамках общего курса на сокращение госрасходов несоциального характера нефтехимическим компаниям и производителям изделий и материалов для нужд ЖКХ, строительства и дорожного хозяйства не стоит рассчитывать на рост объемов закупок со стороны бюджетов всех уровней. Скорее всего, они будут сокращаться, а как минимум – стагнировать. Поэтому ликвидация отставания в условиях дефицита госсредств возможна лишь по интенсивному пути, то есть не за счет наращивания валового спроса, а за счет изменения его структуры. Эффективно влиять на этот процесс нефтехимическое сообщество пока не научилось, и хотя поручения по стимулирования применения полимерных материалов в ЖКХ и дорожном строительстве уже несколько лет даются первыми лицами государства, поддерживаются органами исполнительной власти, муссируются на отраслевых мероприятиях, на практике особого движения нет. В этом вопросе нужен реальный спрос со стороны государства. (rupec.ru/Химия Украины и мира)