Очередные международные переговоры по ограничению “загрязнения пластиком” фактически провалились. Две глобальные стороны придерживаются непримиримых позиций. При этом сторонники запретов на материалы не могут предложить реальных альтернатив. В то же время арабские страны усиливают работу в нефтехимии, формируя специализированные инвестиционные и общественные структуры.
МПК-5 – без договора, но “за все хорошее”. Прошедшая неделя могла стать переломной для всей мировой полимерной отрасли. В эти дни должны были завершится переговоры по ограничению “загрязнения пластиком”. С 25 ноября по 1 декабря в Пусане (Южная Корея) прошло пятое заседание Межправительственного переговорного комитета ООН (МПК-5). Именно на нем планировалось сформулировать основные тезисы будущего международного договора. Однако с самого начала стало ясно, что цель вряд ли будет достигнута.
Основной вопрос переговоров заключался в выборе главного пути по устранению (или уменьшению) пластикового мусора: обязательные ограничения на определенные классы химикатов и производство пластика или пакет финансирования проектов по системам сбора и переработки отходов.
Коалиция из почти 70 стран, включая США, Норвегию и Великобританию, традиционно выступила за “высокоамбициозный” договор по регулированию опасных химических веществ и постепенному отказу от наиболее загрязняющих окружающую среду одноразовых пластиковых изделий. Слабая сторона этой позиции заключается в отсутствии реальной альтернативы полимерным материалам в большинстве сфер современной жизни.
Саудовская Аравия, Китай, Иран, Россия и некоторые другие страны представили другую позицию. Эта группа стран утверждает, что пластик является важным материалом для устойчивого роста и что загрязнение пластиком возникает не из-за самого материала, а из-за того, как он потребляется и утилизируется.
Переговоры показали, что противоречия никуда не делись, компромисса нет даже в первом приближении. Итогом же МПК-5 стали декларативные заявления международных чиновников в духе “борьбы за все хорошее”.
“Стремление всего мира покончить с проблемой загрязнения окружающей среды пластиком очевидно и неоспоримо. Переговоры здесь, в Пусане, приблизили нас к заключению глобального юридически обязывающего договора, который защитит здоровье человечества, окружающую среду и наше будущее от нашествия пластикового загрязнения. На состоявшейся встрече был достигнут значительный прогресс в достижении соглашения, которого требует мир. В ходе переговоров в Пусане участники переговоров достигли большей степени согласия по структуре и элементам текста договора, а также лучшего понимания позиций стран и общих проблем. Но очевидно, что в критических областях сохраняются расхождения, поэтому для решения этих проблем требуется больше времени”, – сказала Ингер Андерсен, исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
Переговоры будут возобновлены в 2025 году. Пока же международные институты демонстрируют полную неспособность к решению таких проблем.
Арабские страны усиливают нефтехимию на госуровне. Словно в подтверждение своей позиции на переговорах Саудовская Аравия в дни проведения МПК-5 заявила о создании первого национального комитета по энергетике и нефтехимии при Федерации саудовских торговых палат (FSC). Предполагается, что к 2030 году объем инвестиций в эти отрасли достигнет $600 млрд. Комитет будет тесно сотрудничать с министерствами, регулирующими органами и крупными компаниями, чтобы открыть новые возможности как для международных инвесторов, так и местных (включая частный сектор).
Параллельно крупнейший производитель нефти в ОАЭ, госкорпорация Абу-Даби ADNOC, заявила, что в первом квартале 2025 года создаст новую инвестиционную компанию XRG. Предполагается, что активы новой компании составят $80 млрд. Она сосредоточится на инвестициях в природный газ, химикаты и низкоуглеродные энергоносители. Глобальная химическая платформа XRG будет стремиться войти в пятерку крупнейших мировых игроков на химическом рынке.
Арабские страны ранее уже декларировали свой интерес к нефтехимии в стратегиях своих госкорпораций. Проявлялся он и в виде отдельных проектов или сделок M&A. Теперь же они переходят к формированию специализированных институтов по реализации этих стратегий и систематизации работы в отрасли.
“Сибур” ускоряет катализаторы. В России компания “Сибур” в конце ноября продемонстрировала, что усиление работы над собственными катализаторами стало приносить свои плоды. Так, на форуме молодых ученых стран БРИКС в Сочи компания представила собственную технологию получения катализатора дегидрирования пропана и уникального носителя для него. Катализатор получил название “Нобель”.
В Воронеже “Сибур” начал строительство промышленного производства н-Бутиллития. Это ключевой катализатор для выпуска термоэластопластов и синтетических каучуков. До 2022 года его импортировали в основном из Европы. Сейчас закупают преимущественно в Азии. Новое российское производство мощностью 350 тонн в год будет создано на площадке “Воронежсинтезкаучука”. Производство планируется пустить в 2026 году.
При этом компания активно занимается своей будущей “фабрикой катализаторов” в Казани. Проект технопарка, где она расположится, осенью утвердили власти Татарстана. Видимо, 2026 год должен стать знаковым для российского сегмента катализаторов. (rupec.ru)