Амбициозный проект нефтехимического комплекса “Роснефти” в Приморье станет сравнимым по стоимости с объектами АТЭС. Восточная нефтехимическая компания потребует от региона не только колоссальных материальных ресурсов и завоза новых гастарбайтеров для стройки, но и может вызвать падение производства на местных предприятиях. К тому же пуск ВНХК парадоксальным образом может обострить дефицит бензина в регионе.
Что показал анализ
Документы заставляют по-новому взглянуть на проект строительства в Находке комплекса Восточной нефтехимической компании (ВНХК). Это анализ проекта, выполненный ВНИПИнефть. В 2013 г. “Роснефть” увеличила плановую мощность будущего комбината сразу с 10 до 30 млн. т по сырью и производство должно стать третьим по размеру в мире. Прямые инвестиции выросли не менее чем до 1,4 трлн. руб. (более $40 млрд.).
Все расходы на саммит АТЭС во Владивостоке составили чуть больше $20 млрд. – это включая реконструкцию аэропорта “Владивосток”, строительство нескольких уникальных мостов, фактически заново отстроенную треть города с дорогами, домами, отелями, портами, грузовыми терминалами, театрами и всей инфраструктурой (вода, канализация, система теплоснабжения и т. п.). Сейчас на Дальнем Востоке ничего этого не будет. Кроме большой промышленной зоны около Находки вплотную к природному заповеднику появится дополнительные линии электропередач, железнодорожные подъездные пути и отвод от трубопровода ВСТО, чтобы снабжать ВНХК нефтью.
По данным аналитического исследования УК “Ренессанс Капитал”, размер капитальных затрат можно охарактеризовать как более высокий, чем на аналогичных мировых проектах. Расходы на трубопроводные отводы и все виды подъездных дорог получаются еще больше. “Данные свидетельствуют о чрезвычайно высоком уровне затрат на строительство объектов внешней инфраструктуры по проекту ВНХК”, – говорится в комплексной оценке проекта ВНХК, подготовленном Научно-исследовательским и проектным институтом нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности (ВНИПИнефть).
Экономическая эффективность проекта (то есть финансовая отдача от его работы) невысока. “Ренессанс Капитал” насчитал для него всего 12% возврата инвестиций. При таких объемах капитальных затрат это не обеспечит приемлемые сроки окупаемости.
Деньги из кармана региона
“Камнем преткновения могут стать проблемы, которые реализация ВНХК создает для Приморья. С одной стороны, региональные власти заинтересованы в инвестициях, с другой – возведение жилья и социальных объектов для предприятия пока планируется возложить на краевые власти”, – отмечает руководитель центра анализа международной политики Института глобализации Михаил Нейжмаков. Получается, что за счет бюджета Находки придется построить дома для завозимых работников ВНХК, детские сады и школы для их детей – ведь в бизнес-плане ВНХК такие инвестиции не заложены. Кроме того, по плану строительства “Газпром” должен осуществлять поставки газа на ВНХК. Но объемов для таких поставок у газового монополиста не только нет, но и не предвидится. Единственный вариант – отказаться от строительства завода СПГ и предполагаемые к экспорту объемы поставлять на ВНХК.
Проблему с нехваткой топлива на Дальнем Востоке новый проект вряд ли решить сможет. “Главные проблемы региона останутся. Одной из таких проблем являются огромные расстояния и создание ВНХК не отменит необходимость поставок топлива в отдаленные регионы, – полагает Николай Подлевских, начальник аналитического отдела ИК “Церих Кэпитал Менеджмент”. – Топливу на Сахалин и другие регионы ДФО по-прежнему придется проделывать большой путь, что будет увеличивать его стоимость для конечных потребителей”. Как полагает Подлевских, с точки зрения логистики было бы разумным создание менее крупных НПЗ, расположенных по основным коридорам поступления нефти. Есть смысл проработать возможности модернизации существующих НПЗ в Хабаровске и Комсомольске, которые в настоящее время являются основными конкурентами рассматриваемому проекту. Есть еще планы по строительству НПЗ в Ивановском районе Амурской области и нефтехимического завода в Белгородске Амурской области, напоминает он.
Кроме того, ВНХК делает упор на выпуск бензина Аи-95 и Аи-98 вместо нужного местным автомобилистам Аи-92. Комплекс построят в порту , поэтому вывозить топливо за рубеж будет выгодно, а вот отправлять его на местные заправки, а тем более в Хабаровский край и Амурскую область, придется по железной дороге, что может заметно увеличить его итоговую стоимость. Удобнее снабжать будет только Камчатку, Магадан и часть Сахалина, но на них приходится лишь 5% потребления нефтепродуктов в ДФО.
Проблемы порта Козьмино
Строительство ВНХК может создать серьезные проблемы порту Козьмино. Чтобы обеспечить нефтью ВНХК придется сокращать ее отгрузку морем. В итоге вряд ли удастся закрепить на мировом рынке претендующий на статус маркерного сорт нефти ESPO. А это означает падение стоимости этого сорта нефти на свободном рынке – той цены, к которой привязаны все поставки в Китай (около 25 млн. т/год с увеличением в 2 раза в перспективе). Да и сам порт Козьмино будет недозагружен на 60%. И это еще в лучшем случае, потому что к 2030 г. 26 млн. т “черного золота” из нужных ВНХК 30 млн. должны поступать из еще неоткрытых месторождений. Порт Козьмино входит в состав “Транснефти”, которая также отвечает за расширение нефтепровода ВСТО для нужд проекта ВНХК. Но в пресс-службе компании отказались обсуждать возможное сокращения отгрузки порта и меры социальной защиты работников. В пресс-службе “Роснефти” порекомендовали “почитать сайт компании”.
Таким образом, многие эксперты полагают, что в нынешнем виде проект ВНХК, в лучшем случае, выглядит сырым. “Заявленные планы по строительству ВНХК вполне реалистичны, но их воплощение потребует колоссального напряжения сил и существенного перераспределения ресурсов. Одной из важнейших будет проблема трудовых ресурсов, для ее решения потребуются специальные усилия. «Роснефть» постарается также переложить бремя создания внешней инфраструктуры на плечи федерального и местных бюджетов. Думается, что затраты по этим статьям кратно возрастут против имеющихся оценок и государству придется закладывать под это значительные резервы. В том числе придется прибегать к возможностям Фонда развития Дальнего Востока, перераспределять средства от других проектов. Наиболее обоснованной и актуальной частью проекта выглядит первый его этап. Последующие этапы, даже на стадии предварительной проработки, требуют более тщательного изучения рынка и изучения целесообразности проведения работ именно в предложенных форматах,” – резюмирует Подлевских. (Центр энергетической экспертизы/Химия Украины, СНГ, мира)