В конце марта министр нефти и газа Узакбай Карабалин заявлял, что цены на регулируемые виды ГСМ не будут повышаться до середины 2014 г., поскольку министерство намерено их сдерживать за счет продукции местных НПЗ. Но в начале мая стоимость литра дизтоплива выросла со 102 тенге до 115 тенге. И это, несмотря на заверения профильного министра, было вполне ожидаемо. Три имеющихся НПЗ не в состоянии обеспечить страну нефтепродуктами собственного производства, до 40% ГСМ импортируется из России.
Повышение цены на дизтопливо ситуации практически не изменит. Казахстанская солярка уходит сельхозпроизводителям и КТЖ, а стоимость российской на границе составляет 106-110 тенге/л без учета транспортных расходов. Таким образом, если ранее при нехватке выделяемых объемов розничные реализаторы могли закупать недостающие объемы на оптовом рынке, то прошедшая девальвация тенге, приведшая к росту оптовых цен, делает такой закуп топлива убыточным для розничного бизнеса.
Профильные ведомства продолжают бороться с дефицитом топлива испытанными, но малодейственными административными мерами. В частности, продолжая сохранять непрозрачность при распределении акиматами выделенных объемов нефтепродуктов среди компаний и вновь игнорируя законы, с 7 мая утверждают единого оператора на ввоз российского бензина Аи-92/93 и Аи-95/96. Правда, в отличие от мая 2013 г., единым оператором стал не триумвират компаний, а одна. Прошлогодняя монополизация права на импорт российского топлива привела к дефициту и росту стоимости бензина Аи-92. Тогда дефицит ГСМ был ликвидирован после снятия ограничений на импорт топлива из России.
Нет оснований полагать, что в 2014 г. последствия такой монополизации будут иными: компания окажется не в состоянии полностью закрыть потребности рынка в нефтепродуктах. Очевидно, что после остановки в июне на плановый ремонт Павлодарского НХЗ ситуация ухудшится. Зациклившийся алгоритм решений, принимаемых правительством для ликвидации дефицита и насыщения внутреннего рынка страны топливом в необходимых объемах и качестве, свидетельствует о его беспомощности. (oilnews.kz/Химия Украины и мира)