Химия Украины и мира

Казахстан: группа компаний «Медсервис Плюс» развивает различные направления фармбизнеса

Несмотря на сложность и затратность фармпроизводства, группа компаний “Медсервис Плюс” намерена развивать это направление бизнеса, рассказал ее председатель правления Жанат Умаров.

В 1994 г. решением правительства была ликвидирована государственная система лекарственного обеспечения, рынок испытывал тотальный дефицит лекарственных средств. На нем стали появляться частные коммерческие структуры, занявшиеся поставками препаратов из-за рубежа. В 2001 г. Жанат Умаров, осознавая перспективность работы в фармацевтическом бизнесе, начал развивать компанию “Медсервис Плюс”.

“Мы стояли у истоков дистрибуции фармацевтической продукции в Казахстане, когда не было очевидного лидера, – говорит Умаров. – Смогли сделать резкий рывок в развитии и с середины 2000-х позиционируем себя как компания номер один фармацевтического рынка Казахстана по объему импорта лекарственных средств”. Лидерство удается удерживать и по сей день. “Медсервис Плюс” определил основные стратегические направления развития и в результате достиг оборота по итогам 2013 г. в 57 млрд. тенге, при этом доля импорта составила 90%. Компания работает с продукцией более чем 280 производителей, имея в ассортименте свыше 4000 наименований товаров. Персонал ее состоит из более 1000 человек, включая Алматы и филиалы.

Диверсификация бизнеса

Достигнуть таких показателей удалось благодаря правильно и вовремя принятым решениям. В 2000-е годы, по словам Жаната Умарова, условия для развития на рынке у всех были одинаковые, но “Медсервис Плюс” смог вырваться вперед. “Поставив целью усиление положения на рынке, мы начали активно осваивать смежные области, таким образом формируя группу компаний “Медсервис Плюс”, которая включает ТОО “КФК “Медсервис Плюс”, ТОО “MS Stock” и розничную сеть MS Help”, – рассказывает председатель правления группы.

Первым действием в плане диверсификации бизнеса стало выделение транспортного отдела в самостоятельную структуру – транспортно-логистическую компанию ТОО “MS Stock”, которая должна была удовлетворять транспортные потребности группы. MS Stock стала оказывать транспортные услуги, имея в распоряжении собственный парк автомобилей как самый малозатратный вид транспорта. Все автомобили оборудованы для перевозки медикаментов, в том числе термолабильных препаратов, нуждающихся в строгом соблюдении “холодовой цепи” на всех этапах перевозки. Кроме того, MS Stock, получив лицензию таможенного брокера, стала оператором таможенного склада и начала оказывать зарубежным компаниям сервисные услуги по хранению и таможенному оформлению грузов. С охватом этих направлений уровень и объем перевозимой продукции значительно расширился, что позволило MS Stock стать самоокупаемой. В 2013 г. компания перевезла рекордный объем лекарственной продукции на $500 млн. Рост по сравнению с 2011 г. составил почти 100%.

По словам Умарова, постепенно происходит концентрация рынка дистрибуции в Казахстане. На сегодняшний день около 70% рынка всех поставок в аптеки и государственные лечебные учреждения принадлежат 5 крупнейшим компаниям. Хотя лицензию на оптовую торговлю лекарственными средствами имеет более 600. Опыт западных стран показывает, что в будущем рынок между собой будут делить 3 – максимум 5 компаний. Этому будут способствовать необходимость ужесточения квалификационных требований для дистрибуторских фирм и переход всей отрасли на международные стандарты. “Сегодня складывается парадоксальная ситуация: крупные компании, которые вкладывают миллионы долларов в бизнес, и небольшие фирмы, не обладающие ни подготовленными кадрами, ни соответствующей инфраструктурой, поставлены в равные условия, – поясняет ситуацию бизнесмен. – Не стоит забывать, что лекарственный бизнес социально ориентирован, основная цель дистрибуторского звена – сохранение качества продукции в цепочке от производителя до конечного потребителя. Поэтому необходимо ускорить процесс перехода отрасли на международные рельсы. От этого выиграют все, в первую очередь пациенты”.

Кроме того, на рынке происходит усиление технологической и ценовой конкуренции между крупными дистрибуторами. Поэтому “Медсервис Плюс” направляет инвестиционную деятельность на технологическое усовершенствование – строительство складов, внедрение новых IT-программ. Что касается дистрибуторской инфраструктуры – складских помещений, общая площадь которых в ГК составляет 35 тыс. кв. м, – сегодня происходит ее расширение. Завершается сооружение склада в Караганде, а в 2014 г. начнется возведение склада с полуавтоматической системой сбора товара в Алматы. Строительство последнего планируется финансировать из средств ЕБРР.

Розничная сеть

Маржинальность дистрибуторского бизнеса с каждым годом снижается. “Дистрибуция лекарственных средств никогда не была высокодоходным делом. На Западе общая рентабельность составляет несколько процентов, – рассказывает Жанат Умаров. – На нашем развивающемся рынке маржа на начальных этапах была больше, но сегодня за счет конкуренции в розничном секторе и регулирования государством цен на рынке госзакупок этот показатель падает”. Для того, чтобы увеличить маржинальность, многие дистрибуторские компании создают вертикально интегрированные структуры, то есть успешно сочетают оптовую и розничную торговлю. Компания тоже пошла по этому пути и стала развивать собственную розничную сеть MS Help. “Формируя 8 лет назад MS Help, мы хотели чем-то отличаться от конкурентов, поэтому сразу же решили создавать аптеки так называемого открытого типа, первыми ввели систему автоматической идентификации. Хотя во всем мире фармацевтические маркеты получили широкое распространение, в Казахстане такого формата не было”, – отмечает председатель правления. Чтобы отвечать требованиям этого формата, аптека должна иметь широкий ассортимент и большую торговую площадь.

Сегодня торговых точек, объединенных под брэндом MS Help, насчитывается 60. В планах компании – создать республиканскую сеть. Для этого советом директоров было принято решение в следующие 2-3 года открыть дополнительно 90 торговых точек, инвестировав около $10 млн. собственных средств. Планируется как брать в аренду помещения, так и покупать их в собственность, поэтому нет ясности в сроках окупаемости. В среднем срок возврата инвестиций, вложенных в одну аптеку, составляет от 1 года до 5 лет.

Производство лекарств

Помимо развития дистрибуции и розницы “Медсервис Плюс” планирует двигаться в сторону производства лекарственных средств. Исторически выпуск лекарств в Казахстане был незначительным. Сейчас он, по данным ЕАБР, составляет 12% от общего фармацевтического рынка РК в стоимостном выражении (в $), что существенно ниже, чем в натуральном – 24% (в упаковках). Казахстанская фармпромышленность представлена более чем 80 фирмами, но в первой десятке лишь одно локальное предприятие – “Химфарм”. На долю 5 наиболее крупных компаний приходится более 88% всех выпускаемых здесь препаратов в денежном выражении. В то же время, рынок фармсредств в среднесрочной перспективе останется рынком импорта.

“Медсервис Плюс”, у которого доля импорта составляет 90% оборота, хочет попробовать себя в трудоемком и высокозатратном деле производства лекарственных средств, тем более, что такой опыт у компании имеется. В частности, 5 лет назад она пустила фармацевтическую фабрику в Индии, которая производит (в основном по заказу) ограниченную линейку препаратов. “Мы планируем перенести этот опыт в Казахстан. Потенциал фармацевтической отрасли страны высок, государство декларирует, что местным производителям будут даны преференции. Поэтому мы приняли принципиальное решение работать в этом секторе”, – поясняет Умаров.

Реализовать инвестиционный проект – строительство цеха по производству твердых лекарственных форм (не более 20 наименований) – “Медсервис Плюс” планирует за счет собственных средств. “Мы приступаем к установке чистых помещений и оборудования, надеемся к концу года провести валидацию производства”, – делится планами Жанат Умаров. По предварительным данным, сумма инвестиций составит более $5 млн. Мощность цеха в упаковках – 20 млн./год. Выйти на полную мощность руководство планирует через несколько лет. Первые готовые лекарственные средства появятся на розничном рынке не ранее чем через год после пуска предприятия, поскольку их необходимо зарегистрировать в национальном центре. Из 20 наименований более половины будут ориентированы на рынок розничной торговли, остальные – поставляться на рынок госзакупок. Говоря о госзакупках, бизнесмен отмечает, что роль этого инструмента государственной поддержки фармацевтического рынка сегодня меняется. В прошлые годы темпы прироста рынка госзакупок в несколько раз превышали рынок розничных продаж, к 2013 г. эти два показателя сравнялись. В частности, темп прироста рынка по итогам года составил 10%, достигнув среднегодового оборота $1,8 млрд., где $1 млрд. пришелся на розничные продажи, $800 млн. – на госзакупки. Проведенная правительством девальвация тенге в 2014 г. окажет существенное влияние на итоговые показатели фармацевтического рынка в виде стагнации, а также на деятельность всех компаний, задействованных в лекарственном обеспечении РК. “Мы уже подсчитываем убытки, которые на сегодняшний день составляют около $10 млн., – констатирует Умаров. – Несмотря на сложные условия на рынке, нам придется выполнять обязательства как перед западными партнерами, так и перед государственными лечебными учреждениями, с которыми связаны договорами по поставкам”. При этом будет происходить постепенная индексация стоимости лекарственных средств как минимум на размер девальвации, поскольку рынок импортоориентирован и подавляющая часть продукции поступает из-за рубежа.

Предприниматель оптимистично оценивает способность компании адаптироваться к негативным явлениям в экономике: “Опыт показывает, что мы довольно легко пережили девальвацию 2009 г., более того, она послужила бизнесу толчком к более интенсивному развитию. Я надеюсь, что эта тенденция сохранится”. (Forbes.kz/Химия Украины и мира)

Exit mobile version