“Роснефть” в ближайшие дни объявит о своих планах относительно проекта “Печора СПГ” в Ненецком автономном округе (НАО), объявил глава госкомпании Игорь Сечин. Источник, знакомый с ситуацией, подтвердил, что госкомпания, которую не раз называли основным претендентом на проект, наконец в него входит. Собеседник, близкий к одной из сторон сделки, сказал, что “Роснефть” подпишет с и. о. губернатора НАО Игорем Кошиным рамочное соглашение, по которому стороны рассмотрят развитие в регионе проектов по выпуску СПГ, включая завод и инфраструктуру.
“Печора СПГ” – проект строительства завода по сжижению газа в 230 км от Нарьян-Мара мощностью до 5,2 млн. т/год. Ресурсная база – Кумжинское и Коровинское месторождения с запасами 160 млрд. куб. м газа и 3,9 млн. т конденсата по АВС1+С2. Хотя получение “Печоры СПГ” добавит к газовым запасам “Роснефти” лишь 2,5%, она может стать первым и наиболее близким к реализации СПГ-проектом компании. У нее есть планы построить СПГ-завод на Сахалине в рамках “Сахалина-1”, но судьба проекта пока неясна из-за вопросов по ресурсной базе.
Впервые о “Печоре СПГ” стало известно в мае 2010 г. Группа Alltech объявила о завершении подготовки ТЭО проекта стоимостью $3,9 млрд. Начать выпуск СПГ планировалось в 2015 г. Но реализация проекта задерживалась, а принятый в конце 2013 г. закон о либерализации экспорта СПГ, давший это право кроме “Газпрома” только «НОВАТЭКу» и “Роснефти”, сделал перспективы “Печоры СПГ” более туманными. У участников проекта оставалась возможность переоформить лицензии на месторождения так, чтобы в них была закреплена поставка газа на сжижение. Но несколько попыток, которые, по словам источников, компания предприняла в 2013 г., были безуспешными. В середине декабря 2013 г. гендиректор проекта Максим Барский говорил, что компания рассматривает даже варианты создания производства удобрений или применения технологии GTL (синтез из газа жидких углеводородов). Тогда же стало известно, что для проекта ищут новых инвесторов.
“Роснефть” была наиболее очевидным кандидатом, но без поправок в лицензии “Печора СПГ” не представляла интереса. По данным одного из собеседников, переговоры об участии госкомпании в проектах в НАО начались после назначения Игоря Кошина в конце февраля. Как выяснилось, вопрос с лицензией уже решен – в Минприроды заявили, что лицензии переоформлены с учетом направления газа на сжижение, что открывает возможность его экспорта в виде СПГ. Для этого “Роснефть” планирует построить отгрузочный СПГ-терминал в порту Индига мощностью 10 млн. т/год, ввод рассчитан на 2016-2017 гг. Один из собеседников оценивает, инвестиции в завод и терминал СПГ составят $3-4 млрд. Общую стоимость проекта с учетом вложений в месторождения и трубопроводы источник не называет, но уверяет, что это “на порядок дешевле, чем “Ямал СПГ”. Стоимость “Ямала СПГ” (проект «НОВАТЭКа» на Ямале) должна составить $26,9 млрд. Власти НАО и “Роснефть” рассчитывают получить для развития Индиги статус ОЭЗ, но обратятся с этим в правительство после подписания соглашения. В администрации НАО не ответили на запросы.
Незамерзающий порт Индиги делает экспорт СПГ из него рентабельнее конкурентных проектов, считает источник, поясняя, что “Ямал СПГ” требует атомного ледокольного флота, а Индига – нет. В презентации программы развития НАО планируется превращение Индиги в крупный перевалочный узел: в порту предполагается строительство нефтеналивного терминала на 25-30 млн. т/год и контейнерного терминала мощностью 1 млн. TEU в год (это 20% всех контейнерных отгрузок РФ).
“Морская” часть проекта должна финансироваться из бюджета (это около $10 млрд.), “остальное – на частные деньги”. В $3-5 млрд. обойдутся терминалы в порту, в 200 млрд. руб. оценивается железная дорога Индига – Сосногорск, еще в 100 млрд. руб. – автодорога Усинск – Нарьян-Мар – Индига. В Минтрансе от комментариев отказались, в ОАО «РЖД» заявили, что о таких транспортных проектах не знают.
По оценке Ильдара Давлетшина из “Ренессанс Капитала”, инвестиции в СПГ-проект могут составить $1,2 млрд. на 1 млн. т. Эксперт полагает, что “Роснефть” получит как минимум контрольный пакет из расчета $400-500 млн. за 100%. Рынками сбыта могут стать Западная Европа и Азия, но, уточняет он, текущая ресурсная база может обеспечить производство не более 5 млн. т СПГ в год. Мощности терминала избыточны для “Печоры СПГ”, но, говорит один из собеседников, возможно строительство газопровода с Ямала. То есть, например, сжижение также газа “Газпрома” или «НОВАТЭКа». (Rcc/Химия Украины и мира)