Глобальное переформатирование мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) оказывает существенное влияние на развитие этой отрасли в России. Прежде всего потому, что производство этого продукта в РФ сориентировано в основном на экспорт. Причем в сфере технологий производства и доставки в России преобладает импортная составляющая.
«Неопределенность, сложившаяся сегодня на рынке СПГ в России и в мире в целом, обусловлена, в первую очередь, “сланцевым выступлением” США, которые активно вступают в конкуренцию за газовые рынки. Отражением этой тенденции стала фактическая стагнация экспорта газа из РФ по трубопроводам, – уточнил Фарес Кильзие, председатель совета директоров “Креон Энерджи”. – Потому на мировом рынке появился новый термин – “мобильность”, обладатель которой значительно выигрывает у конкурента с “трубопроводным” подходом».
По прогнозам Международного энергетического агентства, спрос на природный газ в 2012-2035 гг. вырастет на 48%, что поставит голубое топливо на второе место после нефти в мировом энергетическом балансе к 2030 г. Причем сектор СПГ станет основным драйвером глобализации газовой отрасли и торговли газопродукцией. Так, объем трубопроводных поставок газа за последние 10 лет увеличился на 45%, а СПГ-торговля возросла более чем вдвое. По прогнозу концерна Shell, более 15% мировых поставок газа к 2030 г. будет приходиться на СПГ по сравнению с 10% сегодня. При этом СПГ начинает успешно конкурировать с трубопроводным газом уже на расстояниях свыше 2,5 тыс. км, что позволяет расширить географию поставок СПГ.
В континентальной Европе долгосрочные контракты на поставку трубопроводного газа с Россией становятся менее выгодными за счет высоких цен на “сырой” газ и все большей доступности СПГ. По мнению экспертов, России надо было инициировать свои СПГ-проекты не позже второй половины 1990-х, поскольку сейчас на этом рынке и в Европе, и в Азии появляется все больше конкурентов. Сегодня единственный действующий крупный СПГ-завод в России – “Сахалин-2” с двумя линиями мощностью по 4,8 млн. т/год. В то же время анонсированы и находятся на разной стадии реализации несколько крупномасштабных проектов – “Владивосток СПГ”, “Балтийский СПГ”, “Ямал СПГ”, “Печора СПГ”, проект “Роснефти” на Сахалине. Однако, согласно оценкам аналитиков, ранее 2019 г. новых объемов СПГ из России на мировой рынок не поступит. На ближайшую перспективу наиболее актуальны в плане реализации проект “Газпрома” “Владивосток СПГ”, а также проект “Роснефти”, по которому законтрактован весь объем сжиженного газа.
Снижение мировых цен на СПГ (ввиду удешевления СПГ-технологий и роста числа поставщиков) может привести к тому, что инвестиции в ряд проектов по производству СПГ станут невыгодны для российских компаний и их международных партнеров. По имеющимся оценкам, удельные капиталозатраты на ранние проекты СПГ (в Алжире, Юго-Восточной Азии, регионе Персидского залива) не превышали $200 млн. на 1 млн. т мощности (за исключением норвежского Snohvit и российского “Сахалин-2”). А нынешние СПГ-проекты разработаны в среднем с оценкой в $1,2 млрд. на 1 млн. т мощности. Тенденция удорожания таких проектов РФ в основном сохраняется. Поэтому новые проекты появляются быстрее, чем возможность их реализации.
Потенциал использования СПГ на российском внутреннем рынке очень высок за счет развития потребления га-зомоторного топлива, в частности бункеровочного, а также автономной газификации и применения малотоннажных СПГ и КПГ-технологий. Однако темпы внутреннего использования газа на транспорте в РФ остаются мизерными по сравнению со многими странами. Исключение составляет, разве что, электроэнергетика, где растущую долю занимают газовые и газо-мазутные ТЭС.
«Относительно автономной газификации, поскольку речь идет преимущественно о труднодоступных и низкодоходных районах, затраты на строительство СПГ-комплек-сов должны распределяться на всех потребителей, в том числе и трубопроводного газа. Но при “рыночной” цене и без перераспределения социальной нагрузки нереально сделать малотоннажные установки для проектов автономной газификации экономически рентабельными, а газ – широко доступным для населения», – считает замначальника управления отраслевых программ “Газпром газэнергосеть” Николай Геско. Он уточнил, что постановлением правительства №37 от 27 января 2012 г. утвержден такой принцип формирования цены на газ, когда затраты на сжижение и транспортировку СПГ относятся на оптовую его стоимость, а расходы на хранение и регазификацию закладываются в тарифы газораспределительных сетей.
«Целесообразно подготовить для Федеральной службы по тарифам пакет предложений по уточнению нормативно-правовых актов по регулированию цен и тарифов на газ», – уверена главный технолог отдела координации развития рынка газовых видов моторного топлива “Газпрома” Ольга Лоцманова. По ее данным, в соответствии с программой газификации регионов “Газпром межрегионгаз” реализует ряд пилотных проектов автономной СПГ-газификации в Пермском и Хабаровском краях, а также в Томской области. Но география проектов такого рода для внутрироссийского рынка пока ограничена. Кроме того, некоторые российские СПГ-проекты вызывают ряд вопросов.
По мнению Сергея Миславского, главы консалтинговой компании “Сервис ВМФ”, размещение терминала Сабетта (проект “Ямал-СПГ”) в запроектированном районе Ямала спорно по многим причинам: «Ограничения по глубине для безопасного плавания крупнотоннажных судов не только на подходе к порту, но и в прилегающей 40-мильной зоне потребуют больших дноуглубительных работ. А сложные ледовые условия в период весеннего ледохода из Обской губы будут создавать предельные нагрузки на защитные гидротехнические сооружения и газовозы». По оценке Миславского, тяжелые условия навигации в декабре-июне могут повлечь ситуацию, когда одновременно 7-8 СПГ-танкеров будут зависеть от ледокольного обеспечения. Возможным решением в этом регионе, как считают аналитики, может стать создание единого Арктического центра СПГ России на базе порта в незамерзающей юго-восточной части Баренцева моря. Например, в районе Индигской губы, куда с полуострова Ямал и шельфа Карского моря возможна трубопроводная поставка газа. Конечно, понадобится около 2 тыс. км “трубы”, но это дешевле, чем обеспечить круглогодичную навигацию в Карском море (т. е. в районе ямальского порта Сабетта). В итоге новые СПГ-проекты в Юго-Восточной Азии или бассейне Персидского залива вполне могут оказаться более конкурентоспособными. (Rcc/Химия Украины и мира)