Предложенный правительством компромиссный вариант налогового маневра сделает нерентабельными 6 крупных российских НПЗ. В их число вошли 4 завода “Роснефти”, возражающей против маневра, а также НПЗ “Русснефти” и “Сургутнефтегаза”. Теперь Минэнерго и Минфин обсуждают возможность “адресной поддержки” проблемных заводов. По мнению экспертов, адресные меры не нужны, НПЗ остановят нерентабельные мощности, при этом части небольших заводов придется закрыться.
Минэнерго провело анализ того, как введение налогового маневра повлияет на российскую нефтепереработку. Об этом Минэнерго и Минфин договорились в конце июня на совместном совещании с “Роснефтью”, которая опасалась, что может больше всего пострадать от роста пошлины на мазут. Проблемы госкомпании подтвердились: по оценке Минэнерго, нерентабельными окажутся 4 ее завода – Комсомольский, Рязанский, Саратовский и Ачинский (сейчас остановлен из-за пожара, планируется частичный ввод в эксплуатацию до конца года), рассказали источники, близкие к правительству. Производство нефтепродуктов будет невыгодным также на Киришском НПЗ “Сургутнефтегаза” и Орском НПЗ “Русснефти”. В компаниях это не комментируют, в Минэнерго и Минфине от комментариев отказались.
С 2015 г. в России должна была быть введена экспортная пошлина на мазут в 100% от пошлины на нефть. Но нефтекомпании, которые еще в 2011 г. заключили соглашения с правительством о модернизации НПЗ, не успевали с введением новых мощностей, которые повысили бы глубину переработки нефти. По данным ЦДУ ТЭК, на Комсомольском НПЗ с начала года она составляет 60,4% (доля мазута в продукции – 39,1%), на Рязанском – 64,4% (34,1%), Саратовском – 71,8% (27,4%), Киришском – 58,1% (41,2%), Орском – 65,5% (33,4%). При этом на Волгоградском НПЗ «ЛУКойла» глубина переработки 93,3%, на Омском НПЗ “Газпром нефти” – 91,5%. Но, как утверждают собеседники, сложности в большей степени связаны с программами модернизации: “Есть опасения, что работы проводятся медленно”.
В итоге в Минэнерго и Минфине начали прорабатывать новые правила, которые вызвали споры с нефтекомпаниями. Как говорят источники, компромисс между собой ведомства фактически нашли. Маневр направлен на рост маржи добычи нефти, но резко снижает маржу нефтепереработки, особенно пострадают заводы с низкой глубиной переработки. Кроме того, в ходе маневра придется пересматривать сроки действия налоговых каникул по НДПИ на нефть, источники наполнения дорожных фондов (формируются за счет акцизов на топливо). Государству фактически придется субсидировать нафту и авиакеросин для внутреннего рынка. В 2015 г. бюджет от маневра может потерять 98 млрд. руб., но в 2016 г. он уже заработает 40 млрд. руб., а в 2017 г. – 71 млрд. руб.
Но пока министерства не могут прийти к компромиссу с “Роснефтью”: маневр может сделать нерентабельными не только 3 работающих НПЗ компании, но и ее проект «Восточная нефтехимическая компания» (ВНХК). Как говорят собеседники, близкие к “Роснефти”, она выступает в целом против изменений. “Эта позиция понятна с учетом возможных проблем с НПЗ компании”, – говорит источник в правительстве.
Сейчас обсуждаются меры адресной поддержки НПЗ, но какие конкретно, собеседники не говорят. Один из них сообщил, что расчеты Минэнерго на последнем совещании были подвергнуты сомнению, вопрос, насколько обоснованны заявленные потери НПЗ, обсуждается. Окончательное решение по маневру может быть принято до конца июля. Впрочем, позиции должны были быть согласованы до начала июня, но этого не произошло.
Никаких адресных мер быть не должно, в отрасли и так наблюдается избыток переработки, считает Антон Рубцов из энергетического центра бизнес-школы “Сколково”. Если компания желает сохранить НПЗ, она может инвестировать в модернизацию. По его мнению, по завершении маневра большинство НПЗ будут оптимизировать избыточные мощности нерентабельной первичной переработки. Но часть НПЗ будет вынуждена закрыться из-за отрицательной операционной маржи, полагает Рубцов. По его оценке, из крупных заводов в это число могут войти Саратовский НПЗ и Ухтинский НПЗ «ЛУКойла», но без маневра с операционными убытками они столкнутся в январе 2015 г. после ввода 100% пошлины на темные нефтепродукты. (Rcc/Химия Украины и мира)