АО “НК “КазМунайГаз” и Министерство энергетики Казахстана для насыщения внутреннего рынка в условиях экономической неэффективности импортных поставок нефтепродуктов прорабатывают возможность увеличения переработки нефти на казахстанских нефтеперерабатывающих заводах в сентябре на 90-100 тыс. т.
В Казахстане действуют 3 основных НПЗ, которые суммарно ежегодно производят порядка 1,9 млн. т автобензина марки АИ-92 и 4 млн. т дизельного топлива. Ежегодное потребление автобензина марки АИ-92 составляет порядка 2,8 млн. т и дизельного топлива порядка 4,6 млн. т. Исторически дефицит между производством и потреблением покрывался за счет поставок нефтепродуктов из РФ. Между РФ и РК ежегодно подписывается индикативный баланс, который устанавливает объем топлива, импортируемый Казахстаном из России беспошлинно. Все, что будет завезено свыше, будет облагаться экспортной пошлиной в России. Индикативный баланс нефтепродуктов на 2014 г. составляет 470 тыс. т дизельного топлива и 670,8 тыс. т АИ-92, но к маю вместо запланированных 263,8 тыс. т в Казахстан были ввезены 306,8 тыс. т АИ-92. Без ограничений со стороны государства это привело бы к тому, что осенью казахстанцы вынуждены были бы платить за бензин по цене с учетом пошлины. В конце июля запрет на импорт из РФ был снят в связи с текущей рыночной ситуацией. Вместе с тем, с июня произошло резкое удорожание нефтепродуктов в РФ. Т. е. сложилась ситуация, при которой частным участникам рынка стало экономически неэффективно покупать российские нефтепродукты с учетом текущих розничных цен на АИ-92 и дизельное топливо в РК.
“Несмотря на возможный отрицательный экономический эффект, с целью насыщения внутреннего рынка КМГО в июне-июле ввез в РК 27,3 тыс. т АИ-92 и 40 тыс. т дизельного топлива. Все те заявки, которые были направлены в КМГО в письменном виде и оплачены организациями, уполномоченными акиматами, были удовлетворены на 100%”, – отметил заместитель гендиректора по маркетингу АО “КазМунайГаз – ПМ” Ерлан Койбагаров.
Для стабилизации ситуации на внутреннем рынке КМГО продолжает контрактовать объемы с российскими компаниями в убыток. Так, в августе планировалось завезти порядка 10 тыс. т АИ-92 и 19 тыс. т дизельного топлива. (Новости-Казахстан/Химия Украины и мира)