В Казахстане от дефицита топлива начал страдать и общественный транспорт. Так, 21 сентября многие жители Темиртау опоздали на работу, поскольку более 100 автобусов не смогли выйти на маршруты из-за отсутствия в городе бензина.
“Нет бензина. В рейсах только те автобусы, которые работают на дизеле. Бензина марки АИ 80 нет, даже по талонам не отпускают. А другой бензин в наши автомобили заправлять нельзя”, – возмущались водители. По словам водителей, на заправках есть бензин только марки АИ 95, но это топливо, во-первых, – дорогое, во-вторых – им заправлять автобусы нельзя. “Мы уже несколько недель работаем в напряжении. Сначала не было дизельного топлива, теперь – бензина. До этого еще могли как-то заправиться, ездили по разным заправкам, заправлялись ночью, и то по 20 л. Но на всех бензина не хватает. Кто-то ездит в Караганду за 50 км. А сегодня вообще бензина нет”, – сказал водитель автобуса. На заправках города образовались большие очереди, интервалы на маршрутах выросли до около 60 минут. “Сегодня не вышли автобусы на маршрут трех предприятий – ТОО “Кала колик”, “ТТS” и “Дат-ТS”, больше сотни машин стоят. Водители терпят колоссальные убытки, пассажиры страдают, по часу стоят на остановках. Когда ситуация наладится – никто не знает”, – отметил директор ТОО “Дат-ТS” Медет Алтынбеков.
На заправках дефицит бензина не комментируют.
В августе страдающий от острого дефицита автомобильного топлива Казахстан начал его закупки у российских компаний. Также страна ведет переговоры о закупке топлива в Азербайджане и Туркменистане. При этом, по мнению Казахской топливной ассоциации, нынешний дефицит был создан искусственно вследствие невыполнения операторами-ресурсодержателями обязательств в ожидании роста цен, о котором они, вероятно, знали заранее.
Пока в Темиртау конкретной даты, когда закончатся проблемы с поставкой бензина в город, не может назвать никто.
В Казахстане работают три крупных НПЗ – Атырауский, Шымкентский и Павлодарский, производство которых не покрывает внутренний спрос, в связи с чем страна вынуждена импортировать топливо из РФ. При этом в течение июля Павлодарский завод находился на ремонте. Завод в Шымкенте также планировалось в начале октября остановить на ремонт, что могло продлить дефицит до ноября, однако он был перенесен на весну 2015 г. В 2014 г. Казахстан планирует импортировать, главным образом из России, 1069 тыс. т бензина и 600-650 тыс. т дизельного топлива. При этом производство страной автобензина в 2014 г. планируется на уровне 2,9 млн. т, потребление – 4,2 млн. т. (oilnews.com.ua/ (OilNews.kz/Химия Украины и мира)