Китай готов не только закупать российский газ, но и перерабатывать и продавать его в России. Холдинг CIMC намерен вложить порядка 4 млрд. руб. в строительство завода по сжижению и сжатию газа для его реализации в России. Кроме того, CIMC намерен поставлять оборудование для местной сети газовых заправок, которую будут строить структуры “Роснефти” и “Газпрома”. Китайский автомобилестроитель Dongfeng в Красноармейске будет выпускать автобусы и двигатели, работающие на природном газе. Эти проекты появятся в рамках работы новой свободной экономической зоны в Красноармейске Саратовской области. О строительстве завода по сжатию и сжижению газа в кооперации с китайскими инвесторами из CIMC Enric Holdings (одна из ключевых “дочек” CIMC) рассказали в правительстве Саратовской области. По словам зампредседателя правительства Саратовской области Павла Большеданова, CIMC Enric планирует создать совместное предприятие. Для начала планируется построить две технологические линии. На одной наладят производство сжиженного (L-CNG) и сжатого (CNG) природного газа, на другой газонаполнительные станции это топливо будут закачивать в специальные криогенные автоцистерны. Эти цистерны (их CIMC также планирует делать в России) смогут доставлять топливо на газовые заправки и к сельхозтехнике непосредственно на поля. Помимо этого CIMC Enric планирует здесь же организовать производство газобаллонного оборудования для переоснащения бензинового транспорта на газ.
Китайскую сторону привлекло наличие собственного газового месторождения в Красноармейском районе. По оценкам Федерального агентства по недропользованию, местные запасы газа составляют 500-800 млн. куб. м, месторождение не освоено. В феврале CIMC подписала соглашение с правительством Мордовии о строительстве совместного проекта по производству емкостей для хранения газа (для установки на транспорте и технике). Мордовский проект ценой $140 млн. будет развиваться параллельно с саратовским.
Принципиальная особенность саратовского китайского проекта в том, что речь идет о производстве метана, а не о более распространенном в России пропан-бутане. На данный момент в качестве топлива метан широко используется в Европе и Китае – под него построена обширная инфраструктура. Метан экономичнее, экологичнее и дешевле пропан-бутана. Однако в России, несмотря на то, что СССР был пионером внедрения метана, покупатель проголосовал рублем за пропан-бутан. Технологически пропан не требует столь сложных технологий в производстве, как метан, на сегодняшний день по стране около 23 тыс. таких заправок.
Что касается метанового газа, то здесь безоговорочным лидером по числу таких автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) является “Газпром”. Всего в России сейчас около 250 метановых заправок (сосредоточены в европейской части России), из них 206 находятся в собственности “Газпрома”, сообщил Михаил Лихачев, гендиректор компании “Газпром газомоторное топливо”. Оставшиеся заправки находятся у небольших игроков.
Еще один вариант развития бизнеса CIMC – производство оборудования для новых газозаправочных станций. На текущий момент в Саратовской области десяток метановых заправок и около 500 транспортных средств, которые работают на метане. Руководство региона хочет расширить сеть метановых АГНКС в регионе и уже определилось с расположением новых заправок. “В проекте строительства газовых заправок у нас генеральные партнеры “Роснефть” и “Газпром”. Мы с ними подписали соглашение. Прорабатываются возможности размещения заправочных станций как на новых территориях, так и на существующих с использованием модульного оборудования. Причем в самое ближайшее время”, – рассказывает Павел Большеданов. По его словам, будет выделена дополнительная территория рядом с существующими АЗС, там появится оборудование для заправки газом. Топливо будет подаваться магистрально через трубу либо в отдельных случаях организуют локальные газохранилища.
В Саратовской области рассчитывают перевести на газ в первую очередь бизнес и фермеров. “Необходимость кредитоваться в сельскохозяйственной отрасли целиком и полностью определятся потребностью запасаться топливом в сезон”, – сказал Большеданов. Помимо дешевизны, плюс газа еще и в том, что сезонные цены на него не так сильно растут, не возникает сезонный дефицит, значит, нет необходимости запасать топливо.
В качестве площадки для строительства завода по сжижению и сжатию газа была выбрана территория предприятия “Сигнал-Маш” (по данным базы СПАРК, им владеет бизнесмен из Коми Михаил Магий, занимается лесопереработкой), которое до 2009 г. производило газовые отопительные котлы и металлоконструкции. В его пустующих цехах (их площадь составляет около 100 тыс. кв. м) планируется разместить китайское производство газового оборудования. Предприятие имеет базовые коммуникации и расположено вблизи федеральной трассы Сызрань – Саратов – Волгоград. Кроме того, тут есть частично разрушенная ветка железной дороги, которую планируют восстановить, рядом речной порт, способный принимать баржи водоизмещением 5-7 тыс. т. Со стороны “Сигнал-Маша”, который может войти в состав учредителей совместного предприятия с CIMC, тоже потребуются вложения.
“Нам все равно за свой счет придется делать ремонт завода, ремонт коммуникаций, это огромные деньги. Нам еще железную дорогу предлагают за свой счет восстановить”, – рассказывает коммерческий директор завода Николай Расторгуев. Собеседник упомянул, что в Минэкономразвития принято принципиальное решение о придании территории ПК “Сигнал-Маш” статуса свободной экономической зоны регионального уровня. Сейчас начались технические процедуры по оформлению официального статуса.
Помимо CIMC Enric в новой экономической зоне может начать работать другая китайская компания – Dongfeng, которая в 2014 г. начала импортировать в Россию легковые и коммерческие автомобили. “Сигнал-Маш” 26 сентября подписал соглашение о намерениях с компанией Dongfeng о сборке городских автобусов этой марки. Планируемый объем – 500 единиц в год с увеличением до 4 тыс. в год. В области рассчитывают, что им удастся уговорить китайцев локализовать там же производство газовых двигателей в рамках создаваемой газовой экосистемы. Причем платформой для этого СП может стать саратовский завод “Волжский дизель имени Маминых”. “Для нас в любом случае нужны газовые двигатели, потому что при переделке транспорта под газ получаются не те технические характеристики у моторов, нежели если бы их изначально создавали под газ, – убежден Большеданов. – Мы будем настаивать, чтобы они производили моторы на нашем заводе”.
В июне 2013 г. правительство приняло постановление, которое включило в перечень услуг, оказываемых на автозаправочных станциях, заправку газом. Кроме того, ранее звучали планы перевести на газ половину российского общественного транспорта. Тем не менее, ряд экспортов со скепсисом смотрит на развитие метанового транспорта в России. “Экономика пока не очень привлекательная для использования газа. Насколько я помню, “Газпром” еще с советского времени пытается директивным путем внедрять использование газа в качестве моторного топлива, – заметил исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. – Но из-за сложности газобаллонного оборудования и отсутствия инфраструктуры привлекательность его использования существенно ограничивается”.
По словам специалистов, у этого топлива есть отрицательные моменты: водный конденсат, вызывающий проблемы с мотором в мороз, потерянные полезные объемы грузового пространства в автомобиле. Получается замкнутый круг: люди не переходят на газ потому, что слишком мало газовых станций и есть ряд нюансов, а предприниматели не строят новые заправки, потому что мало газового транспорта, вторит Сергиенко президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Они сходятся во мнении, что появление новых газовых станций не приведет к снижению цен на бензин и солярку, скорее наоборот, подорожает сам газ.
В фермерских кругах более оптимистичны. “Идея хорошая, главное, чтобы не получилось так, что мы, фермеры, вложимся в газовое оборудование и переоснащение, а цены на газ вырастут, – отметил директор Московского крестьянского союза Владимир Смагин. – Сейчас крупные фермеры и сельхозпредприятия запасают дизель и бензин впрок, поскольку цены на них слишком резко растут в сезон посева и уборки урожая. Хотя газ расходуется в больших количествах, чем бензин или солярка, стоит он гораздо дешевле: 9-15 руб./л”. (Rcc/Химия Украины и мира)