Казахстану нужно попытаться выйти на рынки соседних стран с собственным бензином вместо того, чтобы отказываться от идеи строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). “Конечно, точных данных нет, но в Кыргызстан экспортировать можно до 500 тыс., в Таджикистан – примерно еще 300 тыс., в Афганистан – еще 300 тыс., в Монголию – 200 тыс. Итого, не считая Россию, можно экспортировать 1,3 млн. т”, – считает председатель правления BRB INVEST Галим Хусаинов.
По его словам, казахстанский дефицит к 2020 г. составит около 1 млн. т, итого 2,3 млн. т. “Если выход бензина будет на уровне 40%, то мощность завода должна быть около 6 млн. т, то есть примерно еще один Шымкентский НПЗ. А что будет с потреблением в 2030 г., снова будем думать, где взять бензин? Может, не боятся конкуренции и сразу строить с мощностью 10 млн. т, чтобы позаботиться о будущем поколении”, – сказал он.
Эксперт отметил, что казахстанский бензин в указанных странах будет востребованным. “Российский рынок нужно будет брать ценой. Цены у нас образуются рыночным путем, никто не запретит продавать бензин дешевле”, – замечает Галим Хусаинов.
Директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов отмечает, что казахстанские внутренние цены на ГСМ в настоящее время ниже, чем у ближайших соседей республики и, на первый взгляд, экспортировать выгодно. Однако он называет ряд препятствий: неполное обеспечение внутреннего рынка, запрет на экспорт бензина и газойля, сложности с транзитом через Узбекистан. “Первое препятствие снимается за счет строительства нового НПЗ, второе – если будут покрыты собственные потребности, третье – после вывода войск НАТО из Афганистана. А они, наверное, выйдут к моменту окончания строительства нового НПЗ”, – считает Жарас Ахметов.
О возможном отказе от строительства четвертого НПЗ в Казахстане в заявлял вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев. “По строительству четвертого НПЗ в 2022 г., такой информации у нас нет. Поэтому вопрос строительства четвертого НПЗ необходимо изучать уже сейчас. Соответствующие экономические изучения проводятся”, – сказал Магзум Мирзагалиев, добавив, что более целесообразным, по его мнению, было бы не строительство нового НПЗ, а расширение мощностей шымкентского завода. (OilNews.kz/Химия Украины и мира)