Мини-НПЗ в провинции Шаньдун продолжают покупать мазут в качестве альтернативного сырья после резкого снижения абсолютных цен на этот нефтепродукт, при этом импорт более дешевого альтернативного сырья – битума – остается устойчивым. Партия прямогонного мазута объемом 90 тыс. т прибыла в Шаньдун из Европы в середине октября. По словам источников, его купила компания Luqing Petrochemical с премией примерно в $100/т к высокосернистому мазуту 180 CST (базис – Сингапур). “Мы импортируем мазут только тогда, когда цена снижается, поскольку он довольно дорог по сравнению с нефтью”, – сказал источник в компании Luqing, которая в сентябре импортировала 2 таких же партии мазута.
Хотя спрос на мазут и битум со стороны мини-НПЗ довольно устойчив, объемы производства в краткосрочной перспективе вряд ли вырастут, поскольку падение цен на нефть на мировых рынках привело к снижению цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, отмечают источники.
Коэффициент загрузки мини-НПЗ в Шаньдуне 9-15 октября снизился на 4,2 п. п. по сравнению с предыдущей неделей и составил 36,3% мощностей, говорится в обзоре пекинской мониторинговой компании JYD. Завод Huaxing Petrochemical мощностью 7 млн. т/год (140 тыс. барр./день) на месяц остановил все дистилляционные колонны для техобслуживания. Таким образом, общее число остановленных дистилляционных колонн на мини-НПЗ провинции достигло 10. При этом “Роснефть” продала через тендер до 2,8 млн. т прямогонного мазута М100 с отгрузкой из порта Находка или Ванино в 2015 г. сингапурской трейдинговой компании, которая регулярно экспортирует M100 в Китай. В 2013 г. компания BP, единственный покупатель M100, связанный с “Роснефтью” срочным контрактом, продала порядка 2,2 млн. т из контрактного объема 5 млн. т расположенной в Шаньдуне компании Tianhong Energy с отгрузкой в ноябре 2013 г. – декабре 2014 г. Источник в Tianhong сообщил, что с начала 2014 г. компания импортировала около 1 млн. т M100.
Выяснить подробности тендера не удается, но источники на независимых мини-НПЗ полагают, что мало кто из китайских переработчиков заинтересуется покупкой M100, если премия к высокосернистому 180 CST (базис – Сингапур) превысит $110/т. “В настоящее время лишь 5-6 мини-НПЗ покупают мазут в качестве сырья, большинство предпочитает покупать более дешевые партии из Европы”, – сказал источник в Luqing.
При этом мини-НПЗ в октябре сохранили темпы покупки битума. По словам трейдеров, с начала октября в Шаньдун пришли 3 партии битума объемом по 90-100 т, почти столько же, сколько в сентябре. “На рынке провинции Шаньдун премия битума к высокосернистому мазуту 380 CST составляет около $15/т”, – сказал один из трейдеров. Одна партия битума объемом 90 тыс. т, недавно прибывшая в порт Лонкоу, была перепродана компании Kenli Petrochemical. Еще одну партию, прибывшую в начале октября, импортировала компания Yuhuang Petrochemical, а третью партию купили совместно компании Qicheng Petrochemical и Shengxing Petrochemical. Стоимость импорта битума в октябре составила около 4100-4200 юаней ($668-684)/т, то есть резко снизилась по сравнению с 4300-4400 юань/т в конце сентября.
На рынке южной провинции Хуанпу цены на бункерное топливо 180 CST, смешанное на китайских НПЗ, составляли в середине октября 4120-4150 юань/т, то есть практически не изменились по сравнению с предыдущей неделей, несмотря на слабый спрос и небольшое количество заказов на отгрузку. В восточном Китае, на рынке Шанхая цены на бункерное топливо остаются стабильными и в середине октября составили 4200-4250 юань/т. (Нефть России/Химия Украины и мира)