Одесский припортовый завод (ОПЗ) намерен подать апелляцию на вынесенное 3 ноября Хозяйственным судом Одесской области решение в пользу компании “РГК Трейдинг” Дмитрия Фирташа. Об этом рассказал начальник отдела экономики ОПЗ Владимир Вакеряк. Напомним, судебная инстанция признала долг ОПЗ перед компанией Фирташа в 1,237 млрд. грн. за поставленные в апреле-июне 217 млн. куб. м природного газа. Кроме того, одесское предприятие должно будет уплатить 114 млн. грн. в виде штрафных санкций. По информации стороны, выигравшей суд, ОПЗ начал выплату долга в ходе рассмотрения дела и перечислил “РГК Трейдинг” 26,7 млн. грн.
По словам Вакеряка, предприятие признает задолженность перед “РГК Трейдинг” в полном объеме. “Но мы хотим добиться рассрочки выплат”, – уточняет он. Уплата всей суммы сразу достаточно болезненна для предприятия с учетом его нынешнего положения. Вакеряк надеется, что суд учтет при рассмотрении апелляции это обстоятельство, а также то, что ОПЗ убыточен. По итогам 9 месяцев убыток составил 243,4 млн. грн.
То, что сумма долга ОПЗ перед “РГК Трейдинг” неподъемна, понимают и в компании Фирташа. И предполагают, что в ходе дальнейшего рассмотрения дела сторонам удастся достигнуть мирового соглашения, если они пойдут друг другу навстречу. При этом в компании не смогли ответить, на какие уступки припортовому заводу готовы пойти и на каких условиях. До начала разбирательств директор “РГК Трейдинг” Артем Компан говорил, что представители ОПЗ не идут на контакт, поэтому пришлось сторонам встречаться в суде. На ОПЗ опровергают эту информацию. Там уверяют, что завод вел диалог с поставщиком газа. Это указывает на то, что как минимум одна из сторон не желает примирения без участия Фемиды.
Правоведы считают, что получить рассрочку долга без согласия поставщика газа Одесскому припортовому заводу вряд ли удастся. “В моей практике не было случаев, чтобы суд так сочувствовал ответчику. Да и у судей нет инструмента, который позволял бы им рассрочить миллиардные выплаты должнику. Разве что с помощью апелляционного суда сторонам удастся заключить мировое соглашение”, – отметил партнер правовой группы “Доминион” Михаил Гончарук. По его мнению, максимум, на что может рассчитывать ОПЗ, исходя из юридической практики, это на то, что суд назначит рассрочку выплаты штрафных санкций. Они намного меньше основного долга – 114 млн. грн. Управляющий партнер юридической фирмы SLA Вадим Иванов полагает, что попытки ОПЗ оспорить решение Хозсуда Одесской области могут отсрочить начало выплат минимум на год, но не избавят завод от необходимости возвращать долг.
Подтверждением этому служит судебная практика химических предприятий Дмитрия Фирташа. По иронии, заводы бизнесмена участвуют в схожих газовых разбирательствах с госкомпанией “Газ Украины” и тоже из-за неуплаты за поставки природного газа в 2009 г. Предприятия “Ривнеазот”, черкасский “Азот”, а также горловский “Стирол” и северодонецкое объединение “Азот” задолжали “Газу Украины” в сумме около 2 млрд. грн. Апелляционный суд Ровенской области должен был рассматривать жалобу “Газа Украины” и прокуратуры на определение хозяйственного суда Ривне. Этим решением инстанция отсрочила выплату штрафных санкций по оплате за газ “Ривнеазоту” на 3 года. Сумма штрафа – 19,7 млн. грн. Долг производителя удобрений перед “Газом Украины” составлял 446,4 млн. грн., в Ostchem (управляет азотными заводами Фирташа) сказали, что “Ривнеазот” не имеет данной задолженности с 2012 г. Отсрочку выплаты еще 165 млн. грн. на 10 лет, предоставленную Хозсудом Черкасской области “Азоту”, юристы Фирташа пытаются отстоять в судах. Но НАК “Нафтогаз Украины” активно этому противостоит, вплоть до судебных разбирательств в отношении судей, которые выносят подобные решения в пользу химпредприятий Фирташа.
В 2014 г. ОПЗ удалось сократить убытки в 2,5 раза по сравнению с 9 месяцами 2013 г. Но если завод обяжут до конца года уплатить долги по газу перед “РГК Трейдинг”, его убытки превысят прошлогодние показатели в 1,1 млрд. грн. А выемка такого оборотного капитала у предприятия может привести к его банкротству, считают эксперты. Об успешной приватизации завода после этого не может быть и речи, полагают они. (Капитал/Химия Украины и мира)