“Уралкалий” рискует потерять из-за аварии не один, а два соликамских рудника. Без сырья может остаться единственный в России производитель титановых сплавов. Ситуация на аварийном руднике “Соликамске-2”, где 18 ноября было зафиксировано усиление притока рассола, ухудшается. Компания сообщила, что восточнее рудника за пределами Соликамска образовалась воронка диаметром 30 на 40 м. В целях безопасности район потенциального оседания почвы оцеплен, доступ людей ограничен.
Каков приток рассола в выработки “Соликамска-2”, представитель “Уралкалия” не говорит. 6000 куб. м/час, рассказывает источник, близкий к одному из участников совещания по ликвидации последствий аварии в Соликамске. 5000 куб. м/час, говорит близкий к компании источник. Когда в 2006 г. “Уралкалий” потерял Березниковский рудник №1, скорость притока была 1250 куб. м, следует из материалов расследования причин аварии. Впрочем, прогнозы источников, близких к “Уралкалию” и Росприроднадзору, разошлись. Один человек считает, что шахту едва ли удастся спасти. Двое других говорят, что окончательные выводы можно будет делать после изучения данных об аварии – примерно через неделю.
Под угрозой и соседний рудник – “Соликамск-1”, предупреждают два источника, близких к “Уралкалию”. По их словам, между двумя рудниками есть перемычки. Пока нет оснований считать, что “Соликамску-1” что-то угрожает, парирует еще один близкий к компании человек: проход был законсервирован в 1960-х годах. Добыча на руднике ведется в обычном режиме, добавляет представитель “Уралкалия”.
На “Соликамск-2” приходится 18% мощности “Уралкалия” (2,3 млн. т руды в год), на “Соликамск-1” – 7,8% (1 млн. т). Так что потеря обоих рудников лишит компанию четверти добычи. Производство калия в 2015 г. снизится до 9,9 млн. т, или на 13% ниже прогноза на 2014 г., подсчитал аналитик “Ренессанс капитала” Владимир Скляр. По его оценке, выручка компании в 2015 г. в этом случае снизится на 15% по сравнению с действующим прогнозом, до $3,18 млрд., EBITDA – на 15% до $1,47 млрд. При этом “Уралкалий” перестанет быть мировым лидером по производству калия, его обгонит канадская Potash Corp., передал Bloomberg.
Развитие событий по наихудшему сценарию угрожает “ВСМПО-Ависме”. Ведь “Соликамск-1” сейчас единственный производитель карналлитовой руды. Ее обогащают на фабрике Березниковского рудника №1. Обогащенный карналлит поставляется на березниковскую “Ависму” (входит в корпорацию “ВСМПО-Ависма”), которая производит из него магний, применяемый в производстве губчатого титана, говорится в отчете корпорации по РСБУ за III квартал. Впоследствии на площадке “ВСМПО-Ависмы” в Свердловской области губчатый титан используется для производства сплавов, из которых выпускаются детали самолетов.
Гендиректор “ВСМПО-Ависмы” Михаил Воеводин рассказал, что 100% карналлита компания закупает у “Уралкалия”, поскольку предприятия находятся друг от друга на расстоянии 20 км. Компания уже изучает альтернативные источники поставок карналлита на случай остановки его производства “Уралкалием”. Представитель Airbus комментировать возможные сложности “ВСМПО-Ависмы” с поставкой сырья не стал. “У нас нет информации о возможных задержках поставок изделий из титана “ВСМПО-Ависмой” в связи с аварией на руднике “Уралкалия”. Мы продолжаем работать в обычном режиме”, – заявил представитель Boeing.
“Несколько лет назад мы закупали карналлит в Израиле, который полностью соответствует нашим требованиям, сегодня изучаются дополнительные его источники”, – рассказывает Воеводин. Текущих запасов “ВСМПО-Ависме” хватит на 3-6 месяцев в зависимости от производственной программы. Компания использует в производстве титановой губки не только карналлит, но и магний-хлор (около 20% от своих потребностей в карналлитовом эквиваленте), который закупает в Китае. “ВСМПО-Ависма” может полностью перейти на магний-хлор, что увеличит себестоимость титановой губки меньше чем на 5%, говорит Воеводин. Но инвесторы занервничали: 19 ноября “ВСМПО-Ависма” на Московской бирже подешевела на 4,5% до 80,7 млрд. руб. Впрочем, это ничто по сравнению с обвалом котировок “Уралкалия”. Капитализация компании на LSE рухнула на 22,86% и составила $7,9 млрд. Это минимальное значение с 2010 г.
Есть ли опасность, что падение цены акций “Уралкалия” осложнит обслуживание кредитов основными владельцами компании – “Уралхимом” (19,99%) Дмитрия Мазепина и “Онэксимом” (21,75%) Михаила Прохорова, не ясно. “Уралхим” раскрывал, что весь его пакет заложен по кредиту VTB Capital на 126,3 млрд. руб. Заложен в ВТБ и пакет “Онэксима”, рассказали два источника, близких к компании. “Все кредиты обслуживаются в штатном режиме. Детали конкретных сделок мы не раскрываем”, – заявил представитель ВТБ. Его коллега из “Онэксима” от комментариев отказался. “Маржин-коллов по кредиту нет”, – заявил представитель “Уралхима”.
“Уралкалий” обещает рассмотреть возможность ускорения графика ввода в строй новых добывающих мощностей на Усть-Яйвинском и Половодовском участках, сообщила компания. Как скоро “Уралкалий” может пустить Усть-Яйвинский участок, представитель компании не говорит. По плану он должен заработать в 2020 г., цена его разработки – $1,5 млрд. Ввод в строй Половодовского участка оценивался 2 года назад в $2,3 млрд. (Uaprom.info/Химия Украины и мира)