В январе-сентябре доля некачественного бензина выросла до 20%, или 600 тыс. т. Это примерно на 7 п. п. больше показателей 2013 г. Такими данными располагает генеральный директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн. В 2014 г. стали подделывать и дизельное топливо (ДТ), чего ранее не было. Доля некачественного ДТ составляет 6%, или 270 тыс. т.
Один из источников подпольного топлива – небольшие нефтеперерабатывающие заводы. Точного количество таких НПЗ нет, последний подсчет был около 5 лет назад. Тогда разрешение на работу получило около восьми десятков компаний. Но, по словам аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, реально работало приблизительно 30. В 2014 г., по его данным, количество работающих мини-НПЗ уменьшилось примерно вдвое. “Сейчас гораздо популярнее смешивать топливо с различными компонентами и присадками”, – объясняет Куюн уменьшение количества мини-НПЗ. Основные покупатели присадок находятся в Одесской, Николаевской, Херсонской, Киевской, Запорожской и Полтавской областях, добавил он.
Как отмечают эксперты, реализуется бодяга на автозаправках-одиночках или входящих в состав периферийных сетей. “К таким заправкам контролирующие органы 10 лет не заезжали, поэтому они и не боятся проверок”, – замечает замдиректора научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев. Куюн к этому списку добавил сеть автозаправок “БРСМ-Нафта”, которая продает больше топлива, чем покупает. По его данным, за январь-сентябрь поставки бензина на нефтебазы “БРСМ-Нафта” составили 84 тыс. т, продажа – 141 тыс. т, поставки ДТ – 131 тыс. т, продажа – 163 тыс. т. Куюн отметил, что компания постоянно приобретает различные присадки, в том числе и для повышения октанового числа. В “БРСМ-Нафте” на запрос не ответили.
Доля бодяги растет на фоне повышения цен и смещения спроса на недорогое топливо. Дизель же начали разбавлять с апреля, после двукратного повышения акцизного сбора с EUR46-98 до EUR98-128/т.
Эксперты не видят оснований для сокращения доли некачественного топлива. “Необходим жесткий контроль. Раньше этим занималась Госпотребинспекция. Однако государство не выделяет средств на проверки”, – сказал заместитель директора государственного Украинского научно-исследовательского института нефтеперерабатывающей промышленности “МАСМА” Богдан Кочирко. По данным UPECO, за январь-июль Госпотребинспекцией были проверены 302 АЗС, нарушения выявили на 149 (49%). В 28% случаев контролеры сталкивались с некачественными нефтепродуктами. На провинившихся были начислены штрафы.
С 1 августа, после внесения поправок в госбюджет, финансирование проверок топлива прекращено. “Деньги не выделяют, а функции контроля над качеством топлива передали Государственной экологической инспекции”, – объяснили в Госпотребинспекции. Однако в Госэкоинспекции опровергли эту информацию. “Нам ничего не передавали, никакие документы подписаны не были”, – заявили в пресс-службе ведомства.
В Министерстве энергетики и угольной промышленности заверили, что функции по контролю качества топлива с 1 января 2015 г. вернутся к Госпотребинспекции. Однако в опубликованном секторальном плане государственного рыночного надзора Госпотребинспекции на 2015 г. нефтепродукты отсутствуют. (Капитал/Химия Украины и мира)