Роснедра готовят конкурс на право добычи карналлита на одном из участков Верхнекамского калийного месторождения. Основным претендентом считается “Уралкалий”. Но его рудник СКРУ-1 в Соликамске, через который проще всего осваивать новый участок, находится под угрозой затопления после масштабной аварии на соседнем СКРУ-2. Пока ситуация на руднике стабильна и СКРУ-1 продолжает действовать. Когда начнутся обещанные “Уралкалием” работы по закладке пустот и укреплению перемычки между рудниками, до сих пор непонятно.
Роснедра до конца года объявят конкурс на право добычи карналлитовой руды в западной части Ново-Соликамского участка Верхнекамского месторождения калийных и магниевых солей, сообщил источник, знакомый с планами ведомства. Провести конкурс планируется 28 марта.
Запасы карналлитовых руд на участке по категориям А-С1 составляют 64,5 млн. т. Основным претендентом считается “Уралкалий”, который владеет лицензией на добычу сильвинита на этом участке и ведет добычу карналлита на смежном СКРУ-1. Это дает компании преимущество: она может не строить новый рудник, а добывать карналлит с использованием инфраструктуры СКРУ-1. Другими потенциальными претендентами могут считаться МХК “Еврохим” и “Акрон”. “Еврохим” владеет Палашерским, Балахонцевским и Белопашнинским участками месторождения; начать добычу калия рассчитывает в 2017 г. В МХК говорят, что оценят параметры конкурса и возможность участия после официального объявления. “Акрон” владеет Талицким участком месторождения, на котором предполагается производить около 2 млн. т калия в год. Его ввод планировался на 2018 г., но был перенесен на 2021 г. (компания продолжает поиски партнеров). В “Акроне” на запрос не ответили. На участках обеих компаний карналлитовых руд нет.
Андрей Шенк из УК “Альфа-Капитал” считает, что “Уралкалий” почти наверняка получит лицензию на карналлит на новом участке: “Было бы странно кому-то строить рудник, если можно добывать через готовую инфраструктуру”.
В конце ноября глава отдела по развитию ресурсной базы “Уралкалия” Станислав Квиткин говорил, что ситуацию с карналлитовыми породами на Ново-Соликамском участке оценить сложно, а именно от нее зависит размер стартового платежа. Однако “совместными усилиями приемлемое для компании и Роснедр решение найдено”, утверждал он. Роснедра согласовывают условия и цену, говорит источник, отмечая, что она не будет высокой – “в пределах десятков миллионов рублей”.
Развитие добычи карналлита стало особенно актуальным после аварии на соседнем со СКРУ-1 руднике “Уралкалия” СКРУ-2, о которой стало известно 18 ноября. СКРУ-1 – монопольный производитель карналлита (производство руды в 2013 г. – 315 тыс. т), его основными потребителями являются титановая корпорация “ВСПМО-Ависма” и Соликамский магниевый завод. После аварии СКРУ-1 оказался в зоне риска: он соединен со СКРУ-2 перемычкой, была опасность притока воды и в соседнюю шахту. Сейчас, уверяют в “Уралкалии”, СКРУ-1 работает “в штатном режиме”. На СКРУ-2 “продолжается комплексный мониторинг, ведутся работы в соответствии с планом ликвидации аварии, мероприятия согласовываются с Ростехнадзором”. Источник пояснил: “Берутся пробы воды, анализ воздуха, ситуация стабильная”. По его словам, работы по закладке шахтных пустот, о которых “Уралкалий” заявил 24 ноября сразу после снижения притока рассолов, пока не начались.
Как уточнял 2 декабря глава правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов, работы начнутся после того, как компания согласует план по закладке пустот с Ростехнадзором. Это должно произойти до конца года. В частности, планируется закладка под железной дорогой. По данным чиновника, в целом к настоящему моменту закладка старых пустот на СКРУ-2 выполнена на 70%, на СКРУ-1 под городом – на 100%. Работы по укреплению перемычки между рудниками, по информации Геннадия Тушнолобова, начнутся на этой неделе и будут завершены в течение двух месяцев. (Rcc/Химия Украины и мира)