Российский экспорт дизтоплива и бензина в Европу в 2014 г. может существенно возрасти в результате налоговых изменений и вызванного рецессией падения внутреннего спроса. Если экспорт из РФ возрастет, то для европейских НПЗ это будет еще одним серьезным ударом. Причем отчасти причиной рецессии стали западные санкции в отношении России.
К 2020 г. ожидается рост российского экспорта светлых нефтепродуктов: дизельного топлива – на 17 млн. т/год, бензина – на 8 млн. т/год. Эти показатели могут быть уменьшены в результате падения цен на нефть и снижения маржи на ее переработку, но в любом случае рост будет ощутимым. Официального прогноза на 2015 г. по падению внутрироссийского спроса на нефтепродукты пока нет. Однако при умеренной рецессии, которую прогнозирует Минэкономики РФ, по подсчетам экспертов Wood Mackenzie, оно составит 2,1%.
В 2014 г. внутренний спрос на топливо в РФ заметно упал, что отчасти произошло из-за уменьшившихся в январе-октябре продаж автомобилей (-12,7%). Но в октябре этот спад был приостановлен благодаря мерам, принятым российским правительством. Тем не менее, местные НПЗ будут работать независимо от этого. “Мы ожидаем, что российская нефтедобыча останется в 2015 г. высокой. Может быть, чуть меньше, чем в рекордном для постсоветского периода 2014 г. При этом экспорт нефтепродуктов вырастет. Завершенные инвестиционные проекты и возможное замедление внутреннего спроса из-за санкций и ухудшения экономической ситуации подталкивают к усилению экспорта нефтепродуктов. Прежде всего, бензина и дизеля/газойля, мы ожидаем именно этого”, – высказал свое мнение сотрудник Wood Mackenzie Хайтем Толба. Западные эксперты опасаются, что в результате такого роста Россия заполонит Европу низкокачественным дизелем и добавит бензина на перенасыщенных рынках. А это вынудит европейские НПЗ снизить объемы производства.
Росту экспорта светлых нефтепродуктов из РФ способствует и налоговый маневр, одобренный Владимиром Путиным в ноябре. В результате с 1 января 2015 г. снизятся экспортные тарифы как на сырую нефть, так и на высококачественные нефтепродукты. Налоговый маневр был задуман еще в 2011 г. в числе инициатив по модернизации российских НПЗ, основная часть которых построена в 1940-1970-е гг. В результате производство продуктов на российских НПЗ с 2000 г. выросло на 45%, достигнув в 2013 г. 275 млн. т/год – фактически показателей середины 1980-х гг. И западные санкции не смогут помешать дальнейшему росту такого производства. Если в 2014 г. в России были введены в строй 8 новых объектов по переработке нефти, то в 2015 г., по данным российского Минэнерго, будут сданы 19.
По мнению западных экспертов, к 2020 г. доля дизеля в российской нефтяной корзине составит 33% (+7% к 2013 г.). При этом доля бензина возрастет до 18% (+4%). “Налоговый маневр стимулирует российские НПЗ завершить проекты модернизации, по которым на них нажимает правительство. Судя по этим и другим процессам, Россия сможет экспортировать намного больше ультранизкого зеленовато-желтого дизеля и намного меньше чистого горючего и вакуумного газойля”, – уточнил аналитик консалтинговой компании ESAI Energy Эндрю Рид (США). Если раньше экспорт нефтепродуктов из РФ сдерживался проблемами с инфраструктурой, то сейчас “Транснефть”, например, по проекту “Север” наращивает мощности по экспорту ДТ через балтийский порт Приморск, предположительно до 18 млн. т к началу 2017 г. По итогам 2014 г. этот показатель составит около 11 млн. т.
Когда цены на сырую нефть растут, снижение ввоза горючего и вакуумного газойля наносит двойной удар некоторым европейским НПЗ, которые используют эти продукты в качестве исходного сырья. Но еще большим ударом для нефтеперерабатывающего сектора в Европе станет увеличение ввозимых объемов дизеля и бензина. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)