10 декабря Министерство энергетики опубликовало приказ министра Владимира Школьника об установлении новых предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен. “Установить предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен в следующих размерах с учетом НДС: дизельное топливо -107 тенге/л; Аи-80 – 89 тенге./л; Аи-92/93 – 115 тенге/л”, – говорится в документе.
Контроль за исполнением приказа возложен на первого вице-министра энергетики Узакбая Карабалина. Ему же ранее довелось объяснять причины снижения цен. Для начала замглавы Минэнерго напомнил, что местные нефтеперерабатывающие мощности пока не обеспечивают внутренний рынок светлыми нефтепродуктами в полной мере. Баланс потребления наиболее используемого бензина марки Аи-92 и дизтоплива показывает, что объемы производства этих нефтепродуктов недостаточны для полного обеспечения страны. По разным видам нефтепродуктов импортируется от 12% до 35% от объема потребления. С целью покрытия недостающих объемов светлых нефтепродуктов, в соответствии с соглашением между правительствами Казахстана и России, были подписаны индикативные балансы нефтепродуктов, предусматривающие беспошлинную поставку в 2014 г. из России в Казахстан в 958 тыс. т автобензинов и 470 тыс. т дизтоплива. Однако летом, несмотря на предпринятые правительством меры, на внутреннем рынке Казахстана образовался дефицит ГСМ, обусловленный совпадением ряда причин, в числе которых перманентный рост потребления, модернизация казахстанских НПЗ, сопряженная со снижением объемов производимого топлива, а также аварией на крупнейшем из близлежащих к Казахстану Ачинском нефтеперерабатывающем заводе. Кроме того, в Казахстане по сравнению с сопредельными государствами были самые низкие цены на топливо. Что, несмотря на официальный запрет экспорта светлых нефтепродуктов, приводило к активизации приграничной торговли, в том числе к несанкционированному оттоку топлива за рубеж и ужесточению дефицита на казахстанском рынке. При этом недостающие объемы топлива для насыщения внутреннего рынка компания “КазМунайГаз” импортировала, в том числе себе в убыток. “Таким образом, большая разница в ценах на рынках, например, России и Казахстана, приводит к перетокам значительных объемов топлива. Это, в свою очередь, негативно сказывается на стабильности нашего внутреннего рынка и, как мы видели осенью текущего года, может привести к жесткому дефициту нефтепродуктов”, – подчеркнул Узакбай Карабалин.
Сегодня из-за значительного удешевления российского рубля (с 36 руб./$1 в августе до 54 руб./$1 в декабре) и падения мировых цен на нефть на рынок Казахстана начали поступать ощутимые объемы подешевевшего топлива из Российской Федерации. Другими словами, из-за рублевой девальвации в реальном выражении бензин в России стал слишком дешевым, а казахстанский рынок – более привлекательным как для российских продавцов, так и для местных. Так, по данным PetroPlus.ru, 9 декабря средние цены АИ-92 в России составили 32,99 руб./л, что в пересчете по официальному курсу Национального банка РК (3,35 тенге/1 руб.) составляет 110,51 тенге, то есть на 15% ниже предельных (а значит реально действующих) в Казахстане.
Снижение предельных цен призвано не только и не столько восстановить социальную справедливость, но и защитить казахстанские нефтеперерабатывающие производства. Такое уже было: в 2011 г. из России были импортированы 300 тыс. т дизельного топлива, в 2012 г. – 435 тыс. т, в 2013 г. – 702 тыс. т. Схожая ситуация наблюдалась и по бензинам. В результате надувался кризис: неконтролируемый импорт светлых нефтепродуктов из РФ приводил к снижению отгрузки с местных НПЗ, затовариванию заводских резервуарных парков и задержке дальнейшего производства. Тогда проблема была решена просто: 4 мая 2013 г. было введено ограничение на импорт нефтепродуктов из России. Этого же опасаются власти и теперь: если цена бензина в Казахстане будет по-прежнему на 15% выше, чем в России, то российские трейдеры перенаправят свою продукцию в РК, что приведет к стагнации нефтепереработки в Казахстане.
Почему предельные цены не могут быть еще ниже? Как в октябре 2013 г. заявило Министерство нефти и газа, “в связи с изменением значений котировок на нефть марки Brent со $109/барр. в августе до $113,68/барр. в сентябре принято решение об изменении цены только на бензин марки АИ-92/93 со 110 до 117 тенге/л с НДС”. Другими словами, при росте цены на нефть на 4,3% цена на популярный бензин выросла на 6,3%. В августе 2014 г. баррель нефти сорта Brent стоил $105,6, 8 декабря – $66,5. Снижение на 37%. Председатель правления НК “КазМунайГаз” Сауат Мынбаев подтвердил, что доля нефти в себестоимости бензина в Казахстане равна примерно 65%. С учетом этого себестоимость топлива (с учетом инфляции за август-ноябрь на уровне 2%) снизилась на 23,5%. Пропорционально снижая цены, Казахстан мог бы установить 98 тенге/л АИ-92. Однако при таком падении цен уже российский рынок будет на 12% привлекательнее казахстанского, что может привести и приведет к повторному и очень резкому дефициту. Кроме того, на ту самую треть топлива, поставляемого из России, накладываются транспортные расходы. Также нельзя забывать, что предельная цена устанавливается для розничных реализаторов, постоянно пеняющих на недостаточную маржу из-за высоких оптовых цен.
Правительство Казахстана намерено раз и навсегда решить проблему флуктуаций спроса и предложения на топливном рынке, обусловленных изменением как номинальных, так и реальных цен на ГСМ в России. Узакбай Карабалин сообщил, что “для стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов принято решение о системной гармонизации ценовой политики по регулируемым правительством видам ГСМ с Российской Федерацией”. В частности, сейчас разрабатываются правила установления предельных цен на указанные виды нефтепродуктов, которые будут учитывать колебания цен на российском рынке. “С 1 января 2015 г. предельные цены будут ежемесячно устанавливаться Министерством энергетики Республики Казахстан по согласованию с Министерством национальной экономики нашей страны. Правила также будут предусматривать получение трейдерами маржи, не допуская получения ими сверхдоходов. То есть помимо ежемесячного перерасчета предельных цен на регулируемые правительством виды ГСМ будет осуществляться ежемесячный перерасчет акцизов”, – подчеркнул первый замминистра энергетики. Другими словами, Кабинет министров намерен стать более гибким: теперь именно правительство в оперативном режиме, а не неповоротливый парламент, будет менять акцизы, да и предельные цены будут обновляться в “ручном режиме” каждый месяц. (oilnews.kz/Химия Украины и мира)