Через три недели после начала налогового маневра появляются первые признаки того, что нефтяники снижают выпуск мазута в пользу экспорта сырой нефти. Участники рынка считают, что пока речь идет только о последствиях традиционных сезонных проблем с вывозом мазута вкупе с падением эффективности экспорта из-за “ножниц” вывозных пошлин. Но если тенденция сокращения первичной переработки подтвердится, это приведет к росту доходов бюджета и одновременно может ухудшить снабжение рынка автомобильным топливом.
“Сургутнефтегаз” в январе собирается на 5% сократить переработку нефти на Киришском НПЗ, вместо этого отправив примерно 100 тыс. т нефти на экспорт, сообщил источник в компании. Собеседники на рынке подтверждают эту информацию. По их словам, наблюдается затоваривание по мазуту и в меньшей степени по дизельному топливу, что может вынудить нефтекомпании снизить переработку нефти. Косвенным образом о снижении первичной переработки в январе свидетельствует рост экспорта нефти при слабом изменении добычи: так, “Транснефть” ожидает по итогам месяца увеличения экспорта на 1,5 млн. т (около 3%) по сравнению с минувшим декабрем.
Сокращение неэффективной первичной переработки и экспорта мазута было одной из главных целей налогового маневра, который заработал с 1 января. В рамках маневра налог на добычу нефти и экспортная пошлина на мазут выросли, а пошлина на нефть снизилась. Но, по мнению собеседников среди нефтяников, сейчас на рынок более серьезно влияет падение цен на нефть, определить эффект от налогового маневра пока сложно. Проблемы же с вывозом мазута, по словам источников в нефтекомпаниях, возникли из-за традиционно сложной зимней логистики. Так, экспорт мазута из Новороссийска и Туапсе в середине января почти прекратился из-за штормов, что вызвало затор на железной дороге. В то же время в “Газпром нефти” заверили, что снижать объем переработки компания не намерена. Источник в “Роснефти” также сказал, что проблемы с вывозом мазута не столь существенны, чтобы уменьшать переработку. Собеседники полагают, что первый эффект налогового маневра можно будет оценить не раньше весны.
Михаил Турукалов из “Аналитики товарных рынков” полагает, что затоваренность вызвана сочетанием нескольких факторов: трудности логистики в зимний период, сокращение внутреннего потребления мазута, ухудшение экономики экспорта. “Цены на нефть упали очень быстро, а экспортная пошлина снижается с месячным лагом”, – поясняет он, отмечая, что в феврале экспорт нефтепродуктов станет более выгодным, если нефть снова не упадет.
По мнению эксперта, нефтяники могут в ответ на избыточное производство мазута снизить первичную переработку нефти, хотя не более чем на 10%. В 2014 г. объем переработки нефти внутри страны составил 287,5 млн. т, то есть речь может идти о перенаправлении на экспорт 28 млн. т нефти. Это могло бы принести бюджету дополнительные доходы – примерно $760 млн. при средней цене нефти Urals $53/барр. Насколько снижение первичной переработки скажется на выпуске автомобильного топлива, сейчас сказать сложно. Михаил Турукалов отмечает, что современные НПЗ будут снижать загрузку в последнюю очередь, но, если это все же произойдет, избежать сокращения производства бензина будет невозможно. (Коммерсант/Химия Украины и мира)