Независимым владельцам автозаправок и ряду малых и средних НПЗ грозит разорение из-за последствий налогового маневра, который вступил в силу с 1 января 2015 г. Об этом рассказала председатель подкомитета по моторному топливу Торгово-промышленной палаты РФ, генеральный директор консалтинговой компании “Инфотэк-консалт” Наталья Шуляр. Владельцы АЗС из различных регионов России жалуются на рост банковских процентных ставок по кредитам для бизнеса с 15-20% до 28-50% и трудности с получением займов.
Риск для заводов. По расчетам “Инфотэк-консалта”, из-за последствий налогового маневра, подразумевающего рост НДПИ и снижение экспортных пошлин, в 2015 г. и отчасти в 2016 г. в зоне риска окажутся 12 НПЗ. В это число входят и заводы крупных компаний, не успевших пройти вовремя цикл модернизации, например заводы “Роснефти” самарской группы, но особенно – средние и малые НПЗ, принадлежащие компаниям, не имеющим собственной нефтедобычи. На экспертном совете “Транснефти” 29 декабря 2014 г. Шуляр заявила, что под угрозой закрытия находятся 2 независимых НПЗ: Ильский и “Краснодарэконефть”, подчеркнув, что информация носит пока неофициальный характер. В приемной гендиректора Ильского НПЗ в конце декабря 2014 г. от комментариев отказались, представитель “Краснодарэконефти” сообщил, что завод продолжает работать. Из-за новой налоговой политики маржа нефтепереработки упадет с $50 до $20 с тонны, прогнозировал ранее последствия налогового маневра замминистра финансов Сергей Шаталов. А снижение пошлин на экспорт сырой нефти делает вывоз сырья выгодней его переработки. Шуляр прогнозирует снижение уровня прокачки нефти на НПЗ внутри страны и падение доходов “Транснефти” от оказания этих услуг. Она полагает, что к закрытию многочисленных малых заводов, производящих топливо низкого качества, маневр не приведет, так как в условиях кризиса будет востребована недорогая продукция.
Потери заправок. Владельцы независимых АЗС отмечают, что по их бизнесу пока ударили не столько налоговый маневр, который еще предстоит ощутить, но в первую очередь падение курса рубля к основным мировым валютам и резкий рост процентных ставок по кредитам. Алексей Данильченко, директор трейдинговой компании TransOil (филиал в Санкт-Петербурге) отмечает, что банки закрывают действующие кредитные линии буквально в один день, не соблюдая правила договоров о предупреждении клиентов минимум за 10 дней до предполагаемого изменения условий кредитования. “В среднем по Москве и Санкт-Петербургу новая ставка кредитов для бизнеса, в том числе для топливных компаний, составляет 26-28%, в Казани (там работают наши контрагенты) – до 50%. Причем компания, которая недавно работает на рынке, практически не имеет шансов получить кредит”, – говорит он.
Татьяна Верещак, руководитель сектора нефтепродуктов трейдинговой компании “Картли” (Казань) утверждает, что участники топливного рынка вынуждены брать кредиты под самые жесткие условия, потому что количество свободных денег на рынке резко сократилось. В результате этим пользуются не только банки, но и оптовые продавцы топлива: “Я знаю, что есть кредиты под 40%, знаю трейдерские компании, которые кредитуют своих же конечных потребителей топлива. Клиенты идут на эти условия от безысходности. Разорения на рынке независимых АЗС в столице наблюдались в декабре 2014 г., сейчас ситуация успокоилась”, – рассказывает Верещак.
В выигрышной ситуации оказались лишь компании, не первый год работающие на рынке и кредитовавшиеся в крупных банках. “Сбербанк и Райффайзенбанк не меняли кредитные ставки по ранее выданным длинным кредитам. Хотя и у них овердрафты без залога теперь закрыты. Нас предупредили заранее, что через месяц ставка кредита изменится, так что компания успела приготовиться к новым ставкам”, – рассказала Анжела Братковская, начальник отдела маркетинга Европейской трейдинговой компании (ЕТК, ведет оптовую торговлю нефтепродуктами белорусского производства в РФ). Она подчеркнула, что их компания, как и большинство крупных участников рынка, включая нефтяные компании, работают с покупателями по 100%-ной предоплате. “Кризис условия работы не изменил. Однако многие независимые владельцы АЗС ссылаются на нехватку денег из-за закрытия банками действующих кредитных линий. Мелкие игроки жалуются на трудности: берут очень маленькие партии товара в мелком опте, приобретают часто, но по чуть-чуть”, – отмечает Братковская.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша подтвердил информацию о росте ставок по кредитам для трейдеров и АЗС, однако волны массовых разорений в отрасли не ждет: “Мы работаем в ситуации кризиса и сокращения маржи в секторе розничной торговли бензином с 2011 г. Те компании, которые выжили за эти 4 года, выживут и сегодня. Это бизнес: слабые уйдут с рынка”, – замечает он. По его словам, доля независимых владельцев АЗС в России составляет сегодня 2/3, еще 1/3 приходится на сети крупных нефтяных компаний.
Налоговый маневр: как изменятся налоги и акцизы на нефтепродукты, руб./т
2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | |
Ставка НДПИ на нефть | 766 | 857 | 919 |
Акциз на автомобильнвй бензин | 7300 | 7530 | 5830 |
– не соответствующий классам 3, 4, 5 | 7300 | 7530 | 5830 |
– класса 3 | 7300 | 7530 | 5830 |
– класса 4 | 7300 | 7530 | 5830 |
– класса 5 | 5530 | 7530 | 5830 |
Акциз на дизельное топливо | 3450 | 4150 | 3950 |
Акциз на авиационный керосин | 2300 | 3000 | 2800 |
Источник: ИнфоТЭК. (RBC Daily/Химия Украины и мира)