По итогам 10 месяцев 2014 г. объемы промышленного производства в Украине сократились на 9,4%. Едва ли не больше всех досталось химической промышленности, где производство упало на 24,5%. Однако отрасль удержится на плаву, если не лишать ее доступа к ресурсам.
Ситуация с предприятиями азотной химии, которые делают “погоду” в химпроме, усугубляется не только военными действиями на востоке Украины, где находятся два крупнейших предприятия отрасли, но и проблемами с газом и энергетическим комплексом. Предприятия по производству азотных удобрений являются энергоемкими, а газ используется как сырье. Затраты на него составляют 70-85% общей себестоимости конечной продукции. В итоге предприятия этого сектора химпрома не в первый раз в новейшей истории Украины оказались на грани выживания. Из 6 существующих в стране предприятий-производителей минеральных азотных удобрений 4 принадлежат компании Ostchem Дмитрия Фирташа (ПАО «Концерн «Стирол», ЧАО «Северодонецкое объединение «Азот, черкасское ПАО “Азот” и ПАО “Ривнеазот”). Еще одно предприятие подконтрольно группе “Приват” (ПАО “ДнипроАзот”, Днепродзержинск), другое находится в собственности государства (ОАО «Одесский припортовый завод», ОПЗ). При этом все предприятия, производящие азотные удобрения, кроме тех, что в зоне АТО, находятся в рабочем состоянии. Снижение объемов производства обусловлено, прежде всего, остановкой двух крупнейших предприятий: концерна “Стирол” и объединения “Азот”, говорит президент Союза химиков Украины Алексей Голубов.
“Причины очевидны – это военные действия. Функционировать в таких условиях химические предприятия не могут. Это чревато опасностью не только для работников, но и для всей территории, на которой расположены данные предприятия. Они были остановлены, предварительно отработаны все механизмы безопасности. Перспектива дальнейшего функционирования этих предприятий не ясна. Горловка подконтрольна боевикам. Что касается Северодонецкого объединения, то при нынешнем ненадежном уровне энергообеспечения пускать такое масштабное энергоемкое предприятие не представляется возможным”, – считает эксперт. По его словам, каждая остановка и новый пуск производства обойдутся предприятию в $500 тыс.
Экспорт и импорт удобрений за 9 месяцев 2014 года
Экспорт | Импорт | Сальдо, тыс. $ | |||
тыс. $ | в % к 9 месяцам 2013 г. | тыс. $ | в % к 9 месяцам 2013 г. | ||
Удобрения | 567670 | 55,5 | 487482 | 72,6 | 80187 |
Источник: Государственная служба статистики.
Обеспечение предприятий газом
В той ситуации, которая сложилась в государстве, эксперты однозначно негативно оценили принятие Кабинетом министров ноябрьского постановления №596 “О порядке закупки природного газа промышленными, энергогенерирующими и теплогенерирующими (в части промышленных объемов газа предприятиями)”, которое предусматривает приобретение газа только через “Нафтогаз Украины”. “Теперь ривненское и черкасское предприятия оказались в сложнейшем положении. Они могут остановиться в конце января – начале февраля 2015 г. Ведь в данный момент в подземных газовых хранилищах находится около 13 млрд. куб. м газа, к концу декабря прогнозируется на уровне 11 млрд.”, – говорит эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. – Насколько холодная будет зима? Вдруг наступит резкое похолодание. А для прокачки газа и обеспечения давления необходим минимальный технологический объем в ПГХ. Это в зимнее время может быть 16-20 млрд. куб. м. И что в случае похолодания останется для нужд химиков?”
Алексей Голубов напомнил, что в сентябре Кабмин принял постановление №488 “Об использовании природного газа предприятиями-производителями минеральных удобрений”. Президент Союза химиков считает, что, по сути, смысл его сводился к следующему: “Спасайся, кто как может”. Постановление давало право предприятиям самостоятельно заключать договора на газовые поставки. Предприятия начали работать в этом направлении. “Это коснулось и металлургии, и других отраслей, – говорит Голубов. – В итоге заключили договора на прямые поставки газа. Например, Одесский припортовый завод заключил договора на поставку газа из Словакии. Тем более, это сверх тех квот, которые были выделены Украине. То есть это дополнительные объемы газа в Украину. Казалось бы, надо радоваться. Но нет”.
А затем было принято постановление №596, призванное немного поправить финансовое положение “Нафтогаза”. “Как быть с неустойками за срыв уже заключенных контрактов? Ведь нет же форс-мажорных обстоятельств, которые примут во внимание соответствующие суды. Все настолько заангажировано, что трудно себе представить, как дальше работать. К этому необходимо добавить, что и “ДнипроАзот” и другие наши крупные предприятия имеют свой газ. Это около 4 млрд. куб. м в хранилищах. Сейчас принадлежность этого газа оспаривается. Идут суды. А предприятия должны нормально работать”, – сетует Голубов.
Без удобрений
В связи с ноябрьским постановлением Кабмина предприятия азотной химии начали ограничивать в потреблении газа. “Это отрицательно скажется на продовольственной безопасности, потому что не будет удобрений – не будет урожая, – считает Валерий Мазур, министр промышленности в 1995-1997 гг., член-корреспондент НАН. – На мой взгляд, надо разрешить владельцам предприятий приобретать газ самостоятельно. Они найдут возможность поставлять газ для своих заводов, в том числе и из России”.
Тем более, что Министерство экономического развития и торговли спустило химическим предприятиям плановые объемы производства минеральных удобрений для нужд сельхозпроизводителей на проведение весенне-посевных работ. При этом, по словам Алексея Голубова, в этих заданиях все предусмотрено вплоть до июня 2015 г. “Мы расписали этот график по предприятиям. У нас возникли определенные проблемы с производством аммиачной селитры, ведь два предприятия “выпали”. Тем не менее, мы распределили дополнительную нагрузку на ривненское и черкасское предприятия. То есть посевную по всем заявкам Министерства аграрной политики и продовольствия и МЭРТ мы обеспечим необходимыми поставками. Но сейчас через облэнерго наши предприятия “бомбят” телеграммами: останавливайтесь, разгружайтесь, с электроэнергией плохо. Как можно выполнить план и нормально функционировать предприятиям, не имея ни электроэнергии, ни газа?”, – сетует Голубов.
Комментируя заявление премьер-министра о закупках минеральных удобрений в Польше в случае остановки наших предприятий, эксперт обратил внимание на несколько аспектов: “Во-первых, в Польше нет такого избытка удобрений для экспорта. Во-вторых, необходимо планировать и заранее заключать договора на соответствующие поставки. Наконец, при таком дефиците валюты, где ее брать на закупку импортных удобрений? А свои заводы при этом будут простаивать. Предприятия перестанут платить налоги в бюджет, а люди потеряют рабочие места и зарплату”.
Роль правительства
Каковы же пожелания к новому Кабинету министров? Алексей Голубов убежден, главное, что требуется от правительства, – обеспечить условия для нормального функционирования предприятий отрасли: “Они сами найдут поставщиков и деловых партнеров. Опять же, пример с Одесским припортовым заводом. Цена кубометра газа у немецких поставщиков на $20 меньше, чем предлагает “Нафтогаз Украины”. А если умножить цену на те колоссальные объемы, которые потребляет ОПЗ, то получится кругленькая сумма”. Второе пожелание касается “правил игры”. “Если мы устанавливаем определенные правила игры, они не должны меняться ежемесячно. “Раскручивание” всего громоздкого механизма производственных связей, поиск новых партнеров – очень трудоемкая работа. К тому же это еще и вопрос сохранения доверия партнеров к нашим предприятиям. Поэтому очень важно определить долгосрочные правила. Думаю, сформировано наиболее профессиональное за все годы правительство и мне кажется, сейчас начнется нормальная работа, направленная не на решение сиюминутных проблем, а на перспективу”, – надеется президент Союза химиков.
Инвестиции
В настоящее время инвестиции не идут не только в химическую отрасль. Алексей Голубов считает, что “на подсосе” и вся экономика страны: “У нас разработаны проекты модернизации предприятий, реализация которых позволит сократить потребление газа при тех же объемах производства минеральных удобрений на 1,2 млрд. куб. м/год. Необходимо создать условия, при которых иностранные инвестиции будут всесторонне защищены, несмотря на военные действия на востоке страны. Тогда можно было бы полноценно внедрить не только стратегию модернизации существующих производств, но и развивать новые, продукция которых позволит значительно сократить импорт и нарастить экспорт”. Валерий Мазур коснулся также проблем, связанных с производством фосфорных и калийных удобрений: “Фосфорные удобрения, производит “Сумыхимпром”. Это стратегическое предприятие, от которого во многом зависит продовольственная безопасность государства. Сегодня оно находится в стадии банкротства. Причем это сделано искусственно. Нужно продать предприятие через аукцион. Тот, кто купит за реальную цену, уничтожать завод не будет. Наоборот, отремонтирует, проведет модернизацию и реконструкцию. Что касается калийных удобрений, то на западе Украины есть их залежи, но ими никто вплотную не занимается. Сейчас нам поставляют продукцию из Беларуси. У них все сверху лежит, себестоимость производства низкая. А свое все равно было бы дешевле. Так что нужны инвестиции”.
Выручка и прибыль производителей азотных удобрений за I полугодие 2014 г., млн. грн.
Место в топ-200 компаний Украины | Компания | Выручка за I полуг. 2014 г. | Прибыль | Выручка за 2013 г. | Бенефициары | Информация о предприятиях |
23 | «Остхем Украина» | 6379 | -12119 | 15227 | Фирташ | Холдинг переживает не лучшие времена. В марте в Австрии арестовали его владельца Дмитрия Фирташа, а с мая в связи с военными действиями на Донбассе не работают 2 из 4 химпредприятий OSTCHEM. Усугубляет ситуацию постановление Кабмина, которое фактически запрещает заводам группы пользоваться газом из подземных хранилищ с 1 октября 2014 г. Впрочем, другие предприятия OSTCHEM показывают хорошие результаты. Например, объем грузоперевалки в морском терминале “Ника-Тера” в I полугодии 2014 г. вырос на 49,2%. |
92 | «Днипро-Азот» | 1629 | 28 | 2741 | Группа “Приват”; Коломойский, Боголюбов, Мартынов | По итогам I полугодия 2014 г. “ДнипроАзот” получил прибыль в 28 млн. грн. – в 20 раз больше, чем за весь 2013 г., когда показатель составил 1,32 млн. грн. Стремительный рост в компании объясняют снижением пошлины на ввоз в Европу аммиака на 2 п. п. и карбамида на 0,8 п. п. Это позволило химзаводу группы “Приват” расширить торговые отношения с ЕС. Кроме того, завод (одно из немногих крупных предприятий) в 2014 г. смог полностью рассчитаться с “Нафтогазом” за голубое топливо, заплатив почти 40 млн. грн. |
Источник: Forbes. (Экономические известия/Химия Украины и мира)