В 2015 г. цены на ГСМ продолжат расти, незначительное снижение, зафиксированное в начале февраля, окажется краткосрочным, считают аналитики. Несмотря на то, что цены на нефть на мировых рынках значительно понизились, существенного удешевления стоимости бензина в России ожидать не приходится. Прямой зависимости между ценником на нефть и нефтепродуктами нет. На стоимость бензина влияют налоговые изменения, а также баланс спроса и предложения. Около 40% в цене бензина занимают налоги. Снижению цены на топливо препятствует падение курса рубля, попавшего в прямую зависимость от обвала цены на нефть.
Ожидается, что немаловажную роль в формировании цены на бензин сыграет и налоговый маневр. Нефтяные компании уже готовятся к его последствиям, стараясь компенсировать грядущие затраты, в том числе начать продавать бензин за границу. Из-за валютных перекосов за рубежом российский бензин подешевел, что увеличило спрос на его экспорт. Это может привести к дефициту топлива на российском рынке.
Цикличность дефицита
Топливный рынок России имеет четко выраженный региональный характер. Состояние отрасли в том или ином регионе зависит от многих локальных факторов. Как показала практика, регионы СФО оказываются в более трудной ситуации по сравнению с другими территориями страны из-за большего перекоса розничных цен на топливо.
Острую нехватку бензина Сибирь пережила осенью 2014 г. Тогда многие АЗС вынуждены были временно прекратить работу, на оптовом рынке нефтепродуктов не было предложения. Особенно остро проблема стояла в начале октября, независимые нефтетрейдеры Новосибирской области и соседних регионов были обеспечены топливом лишь на треть от необходимого объема. “На самом деле ничего нового осенью 2014 г. не произошло, – поясняет председатель совета директоров новосибирской сети АЗС “Сибнефть” Геннадий Панкеев. – Из года в год соблюдается определенная цикличность. Осенью в большинстве регионов СФО практически всегда возникает дефицит бензина, маржинальный доход АЗС сжимается до минимума. В 2015 г. положение дел, думаю, не изменится, тренд сохранится”.
Периодический дефицит бензина, по мнению независимых нефтетрейдеров, возникает, во-первых, из-за естественного увеличения его потребления, например, в сезон сельскохозяйственных работ или во время проведения профилактических ремонтных работ на НПЗ. Во-вторых, из-за того, что в некоторые периоды нефтяным компаниям выгоднее продавать нефтепродукты за границу. Вдобавок к цикличному дефициту в 2014 г. добавился еще один негативный фактор – пожар в середине года на Ачинском НПЗ (входит в “Роснефть”), что привело к значительному снижению переработки нефти в округе. Объем переработанной нефти в январе-сентябре 2014 г. снизился на 37,6% по отношению к январю-сентябрю 2013 г. – 3,4 млн. т против 5,4 млн. т. Аналогичное снижение – в пределах 40% – отмечено и по выпуску основных видов нефтепродуктов – автомобильного бензина (на 41,6%), дизтоплива (на 42%), топочного мазута (на 40%). В начале сентября на Ачинском НПЗ была пущена первичная переработка нефти, начат выпуск прямогонного бензина, дизельного топлива, топочного мазута, авиационного топлива.
“По идее, регулятор рынка ГСМ – Минэнерго, оно должно проводить мониторинг текущей ситуации, следить за тем, чтобы в кризисные моменты были запасы нефтепродуктов, за счет которых можно было бы стабилизировать ситуацию, – говорит Геннадий Панкеев. – Однако, по всей видимости, данные министерства о запасах нефтепродуктов осенью прошлого года были не до конца достоверными либо вовсе недостоверными. Поэтому экстраординарная ситуация на рынке ГСМ вызывала тяжелые последствия, которые мы наблюдали в 2014 г.”, – добавляет собеседник. К временному закрытию ряда АЗС в регионах Сибири привела еще и логистическая составляющая. Нефтепродукты просто не отгружались на нужные нефтебазы. Во время дефицита порой приходилось ездить за бензином за несколько сотен километров.
Проблема дефицита ГСМ озвучивалась участниками сибирского бензинового рынка неоднократно. Однако Минэнерго игнорировало проблему даже осенью 2014 г., когда многие заправки в Новосибирской области и в Алтайском крае останавливали работу из-за отсутствия бензина. Как отмечают участники отрасли, период дефицита слишком затянулся, по тяжести положения ситуация была сравнима с 2011 г. Если за последние 4 года маржинальный доход снижался, но оставался в районе 7-15%, то в 2014 г. колебания составили от 3% до 10%.
Нефтетрейдеры, конечно, могут закупать бензин и на бирже, однако они не видят в этом смысла, так как цены в случае дефицита растут и там. При этом розничная цена зачастую не регулируется, а сдерживается. “Покупать на бирже мы, по сути, не имеем возможности, потому что в Новосибирской области и прилегающих регионах розничная цена на топливо является одной из самых низких, – поясняет Геннадий Панкеев. – Даже если мы купим на бирже продукт и привезем его в регион, то вынуждены будем торговать на 2-3 рубля дороже, чем остальные”.
Уточним, что в декабре 2014 г. потребительские цены на автомобильное моторное топливо в Новосибирской области по сравнению с ноябрем практически не изменились. По данным Новосибирскстата, в декабре 2014 г. рост цен на топливо составил 6,2%. Соответственно, стоимость за литр дизельного топлива в среднем по региону составила 34,5 руб., бензина марки АИ-80 – 26,51 руб., АИ-92 – 30,18 руб., АИ-95 – 32,70 руб., газового моторного топлива – 17,73 руб. Область сохранила позицию региона с низкими ценами на топливо. Самые же низкие цены среди регионов СФО на дизельное топливо и бензин марки АИ-92 были зафиксированы в Омской области – 29,5 руб., АИ-95 – в Кемеровской области – 32,50 руб., АИ-80 – в Республике Алтай – 24,81 руб.
Манипуляции с ценой
В первой половине 2015 г. аналитики и участники рынка прочат дальнейшее повышение цены на ГСМ. Однако называть конкретные цифры осторожничают, ссылаясь как на неблагодарность этого занятия, так и на то, что прогнозы цен, связанные с их повышением, антимонопольная служба квалифицирует как призыв к согласованным действиям нефтетрейдеров. Тем не менее, в текущем году формирование цены на ГСМ (читай: рост цены) будет зависеть от многих факторов как в оптовой продаже, так и в розничной.
На повышение цены бензина повлияет и принятый в ноябре Госдумой налоговый маневр. Его суть заключается в поэтапном сокращении экспортных пошлин на нефть (до 1,7 раза) и нефтепродукты (1,7-5 раз); при этом налог на добычу нефти (НДПИ) вырастет. Как отметил содиректор аналитического отдела “Инвесткафе” Григорий Бирг, это может привести к тому, что продавать нефтепродукты за рубеж окажется выгоднее, чем на внутренний рынок. “Ранее действовала заградительная экспортная пошлина на бензин, соответственно, его экспорт был низок, за границу продавался в основном дизель, – поясняет Бирг. – С проведением налогового маневра ситуация может измениться, рост объемов экспорта топлива может спровоцировать рост цен на него”.
Руководитель ассоциации независимых нефтетрейдеров “Сибирь-ГСМ” Юлия Золотовская также считает, что принятие закона о налоговом маневре повлечет увеличение себестоимости нефтепродукта. Повышение налога на добычу полезных ископаемых также повлияет на стоимость литра топлива. “Налоговый маневр, который активно обсуждается, по всем расчетам приводит к тому, что цена вырастет значительно, – добавляет Геннадий Панкеев. – Однако в текущей ситуации, я думаю, что цена на нефтепродукты будет расти в пределах инфляции, выше ей подняться не дадут, прежде всего, административным способом”. Григорий Бирг прогнозирует 10%-ный рост в течение года.
Сомнительная независимость
В Сибирский федеральный округ бензин поставляет Омский НПЗ “Газпром нефти”, а с Ачинского НПЗ “Роснефти” в регионы привозится в основном дизельное топливо. “Сегодня независимые нефтетрейдеры Новосибирской области находятся в крайне зависимых от действий вертикально интегрированных нефтяных компаний условиях. Договоры, заключенные в 2014 г., носят кабальный характер, – рассказывает Золотовская. – Покупатель обязан в стопроцентном размере авансировать приобретаемый объем, а ВИНК оставляет за собой право пересматривать объемы поставок. То есть мы сначала платим, а что получим по результатам месяца – неизвестно”.
Одной из мер регулирования этой ситуации, по мнению участников рынка, должно стать заключение в обязательном порядке прямых договоров между нефтяными компаниями и независимыми АЗС. Суть инициативы – во взаимной ответственности, которая предполагает, что независимые нефтетрейдеры гарантируют покупку определенного объема бензина независимо от того, как будет складываться рыночная конъюнктура, а нефтяные компании обязаны это определенное количество бензина продать. “2014г. показал, что когда возникает дефицит, нефтяные компании в первую очередь обеспечивают себя, а остальные АЗС – по остаточному принципу. Так быть не должно”, – говорит Панкеев.
Несмотря на то, что каждый год обсуждаются причины и следствия этой ситуации, а также высказываются предложения по поводу того, как стабилизировать взаимоотношения ВИНК с самостоятельными игроками рынка, конкретных результатов пока нет. Однако в 2015 г. по инициативе Минэнерго наметилась перспектива пересмотра порядка взаимодействия ВИНК и независимой розницы. “В частности, должны быть утверждены типовые формы договоров поставки, которые, в отличие от существующих, позволят лучше защищать интересы покупателей и предоставлять им определенные гарантии, исключающие дискриминацию в поставках топлива”, – поясняет Золотовская. По требованиям предполагаемых условий новых договоров ВИНК обязаны будут обеспечивать бесперебойные поставки топлива независимым сетям. Обязательность исполнения этих условий должна будет гарантироваться существенными штрафными санкциями.
Рынка нет
“В розничной продаже бензина понятия рынка сегодня нет, потому что рыночные механизмы исковерканы, – убежден Геннадий Панкеев. – Что касается опта, то там хотя бы присутствуют какие-то элементы рынка. Например, существует биржа, а это рыночный инструмент. Другое дело, что он у нас неэффективный, так как нефтяные компании, торгующие на бирже, продают там мало продукта. А цена нередко формируется искусственно, зачастую проводятся адресные сделки, все это нарушает реальную оптовую цену”.
Представители независимой розницы говорят, что зачастую развитие сегмента формируется чередой админи-стративных решений. Ситуацию с СФО усугубляет слишком большая зависимость от Омского НПЗ, 90% товара поставляется оттуда. “На текущий момент соотношение независимой розницы и “Газпром нефти” – примерно 60/40 в пользу последней, – констатирует Золотовская. – Доля независимой розницы будет, скорее всего, продолжать сокращаться, так как еще в 2011 г. это соотношение было 50/50″.
Основной проблемой рынка ГСМ в Новосибирской области независимые продавцы топлива считают диспаритет оптовых и розничных цен. При росте оптовой цены доминирующий участник рынка “Газпром нефть” зачастую искусственно сдерживает рост розницы. Соответственно у независимых игроков идет постоянно сокращение маржи, которая иногда становится отрицательной. Убытки, полученные от розницы, ВИНК может компенсировать за счет прибыли, полученной в оптовой продаже. Независимые нефтетрейдеры такой возможности лишены, зачастую терпят убытки, что нередко приводит к уходу с рынка.
Как констатировал глава Минпромторга Новосибирской области Николай Симонов на одной из встреч с участниками топливного рынка, сейчас в регионе дефицита бензина нет. Однако и спрос на топливо снижен – зима относительно теплая, других сезонных факторов, влияющих на рост спроса, тоже нет, соответственно, оптовая цена несколько падает. Розницу стараются не опускать, частично покрывая те убытки, которые образуются осенью и весной. К тому же игроки рынка знают, что скоро оптовая цена вновь помчится вверх, ориентировочно в конце февраля – начале марта. (Бэлла Заушицина, Эксперт/Химия Украины и мира)