После того как у “Роснефти” возникли проблемы с покупкой буровой компании North Atlantic Drilling, госкомпания начала обдумывать другую сделку со структурами судового магната Джона Фредриксена. Теперь речь идет о возможной покупке двух плавучих заводов по производству сжиженного газа. Эта технология считается одной из наиболее перспективных, но источники не уверены, что сделку одобрит руководство “Роснефти”. Аналитики также считают, что на данном этапе интерес компании к подобным судам “академический”.
“Роснефть” и Golar LNG – крупный производитель танкеров для перевозки СПГ – сообщили о подписании соглашения о взаимопонимании. По информации Golar, речь идет о возможной поставке “Роснефти” двух плавучих СПГ-заводов (floating LNG, FLNG) для работы на условиях толлинга. Одно судно может быть использовано в проекте “Роснефти” в Латинской Америке, расположение другого завода не определено.
Golar LNG – зарегистрированная на Бермудах компания с норвежскими корнями и основным офисом в Лондоне. Компанию контролирует миллиардер Джон Фредриксен (сейчас гражданин Кипра). Он косвенно владеет и компанией North Atlantic Drilling (NADL), специализирующейся на бурении скважин в море. “Роснефть” пыталась купить долю в NADL в 2014 г. для продолжения работ на арктическом шельфе при западных санкциях, но закрытие сделки задерживается из-за отсутствия согласований с регуляторами (по данным источников, сделка де-факто отменена). Golar оперирует флотом из 12 СПГ-танкеров и 5 судов по регазификации СПГ (FSRU). Ни одного судна FLNG компания пока не построила, но получила 7 подобных заказов.
FLNG считается одним из самых перспективных направлений в разработке удаленных месторождений, поскольку позволяет осваивать запасы на очень большом расстоянии от берега. Судно служит для подготовки газа, переработки его в СПГ, газовый конденсат и сжиженный нефтяной газ, хранения и отгрузки. Пока нет ни одного действующего проекта на основе FLNG, но Shell в конце 2014 г. спустила на воду первое такое судно для работы на австралийском месторождении Prelude в 2017 г., еще несколько FLNG-судов строятся.
По словам источников, “Роснефть” обсуждала с Golar как выкуп судна, так и работу по толлинговой схеме: Golar получала бы долю в СПГ. Собеседники, знакомые с ситуацией, говорят, что соглашение предварительное и вероятность одобрения его руководством “Роснефти” “невелика”.
Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research говорит, что “Роснефть” имеет большие планы по развитию СПГ, “но пока дело не клеится: по “Сахалину-1″ прогресса нет, поскольку доступ к газотранспортной инфраструктуре получить не удалось”. “Роснефть” может попытаться решить проблему за счет FLNG. “В Латинской Америке “Роснефть” теоретически может использовать FLNG в Венесуэле, но судьба латиноамериканских проектов компании сейчас под вопросом из-за снижения цены на нефть”, – полагает Нестеров, отмечая, что конкуренция на этом рынке в ближайшие годы будет очень высокой из-за начала работы СПГ-проектов в США. По его мнению, в рамках соглашения с Golar “Роснефть” может изучить перспективную технологию, но интерес к ней на данном этапе “академический”. (Rcc/Химия Украины и мира)