Резкое повышение акциза на моторное топливо, запланированное ради выполнения предвыборных обещаний, вернет Эстонию во времена мутных налоговых схем на топливном рынке. Если поначалу потребитель с помощью таких схем, заправляя автомобиль топливом, может выиграть несколько евро, то позже он потеряет сотни евро на ремонт двигателя. И все потому, что из-за мошенничества с топливом его качество ухудшается.
В ходе коалиционных переговоров обсуждалась возможность поднять в 2016 г. акциз на жидкое топливо на 1/10 часть, а потом продолжить повышение акцизов до 2019 г. еще на 5%.
“Естественно, укрывать налоги захотят еще больше, мошенники будут использовать еще более дорогие и сложные схемы”, – сказал председатель правления Orlen Сирет Лийвамяги. “Если налоги повышаются, всегда появляется больше тех людей, которые стараются избежать налогов, – подтвердил руководитель Statoil Eesti Кай Реало. – Когда цена под воздействием акциза меняется на 4-5 центов, для продавца это может означать всю его маржу”.
Налоговый департамент в 2014 г. смог уменьшить ущерб по налогу с оборота в эстонском топливном секторе более чем в 2 раза. С каждой заправки продавец топлива зарабатывает более 5%, государство же забирает в виде налогов более 50% от стоимости покупки – удачное налоговое мошенничество позволяет заработать больше, чем честная продажа. Только в марте налоговые чиновники задержали на шоссе Пярну – Икла грузовик, в полуприцепе которого были обнаружены 26000 л жидкости с запахом дизеля. По мнению чиновников, под видом масла в страну пытались ввезти дизельное топливо, в которое были добавлены разные вещества, чтобы затем продать его за пределами акцизного склада. “Никто не будет извлекать из контрабандного топлива добавленные тяжелые масла и проверять качество топлива”, – отметил представитель налогового департамента Куннар Керес.
Львиная доля мошенничеств связана именно с дизельным топливом, продажа которого составляет 2/3 рынка автомобильного топлива. Действия налогового департамента можно считать победой, так как вступившие в силу судебные решения показывают, насколько тонкой и субъективной может быть грань между налоговым мошенничеством и неудачной коммерческой сделкой.
В 2013 г. владелец Novus Oil Кристьян Олей подал в налоговый департамент ходатайство об освобождении от уплаты акциза на 8 млн. л дизтоплива, планируя производить эмульгированные масла и эмульсионное топливо. По его словам, предприятие планирует с помощью нанотехнологий смешивать воду с дизельным топливом в процентном соотношении 20:80. Такое топливо подошло бы, например, для судовых двигателей из-за ужесточившихся требований по защите окружающей среды. Согласно бизнес-плану Олей, на новое топливо акциз был бы гораздо меньше, чем на обычное дизельное топливо. Но он получил от департамента отрицательный ответ. По словам Олей, производству инновационного и сберегающего окружающую среду продукта помешал страх НТД из-за мошеннических схем. НТД засомневался в возможностях предпринимателя производить из дизельного топлива в большом количестве тяжелое топочное масло.
Тем не менее, лед тронулся: планируются законодательные изменения, на основании которых топливо будет облагаться налогом в соответствии с содержанием в них энергии и влиянием на окружающую среду. (dv.ee/Химия Украины и мира)