По данным Международной товарно-сырьевой биржи Санкт-Петербурга, цены на авиационный керосин за последний месяц выросли на 25%. Авиакомпании тратят на топливо треть своих расходов, поэтому перевозчики будут вынуждены повысить цены на билеты или сократить полеты по некоторым направлениям, считает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов.
“Когда у вас четверть, иногда треть ваших расходов повышается в цене на треть, то это не может не сказаться на экономике, поскольку получается очень серьезное давление. И когда авиакомпании находятся в очень непростых условиях в связи с кризисом, в связи с падением спроса, то такая ситуация может иметь очень неприятные для авиационной индустрии последствия. Только мы немножко начали выдыхать по поводу того, что курсовые разницы стали менее жесткими, как появилась новая неприятность, особенно в преддверии высокого сезона”, – пояснил Борисов.
Из-за роста цен на топливо сначала подорожают билеты на дальнемагистральные международные перевозки, а к лету вырастет цена и на полеты в Европу, уверен директор аналитического департамента инвестиционной компании “Регион” Валерий Вайсберг.
“Наибольший объем топлива расходуется на дальнемагистральных направлениях – трансатлантика и Китай, например, в Юго-Восточную Азию, но по-прежнему есть запрет на полеты на территорию Украины, компании вынуждены лететь не по оптимальной траектории. Большое расстояние связано прежде всего с рейсами в Израиль и на Аравийский полуостров, ну и, конечно, Южная Европа. Поскольку доля этих перевозок пока не слишком большая, этот эффект появится только летом, когда начнется сезон отпусков и частота полетов значительно возрастет”, – прогнозирует эксперт.
Резкий рост цен на авиатопливо произошел из-за увеличения стоимости керосина на мировом рынке, отмечают эксперты. Основным продавцам – “Роснефти”, “ЛУКойлу” и “Газпром нефти” – стало выгоднее экспортировать керосин. Антимонопольная служба планирует обсудить этот вопрос с российскими нефтяными компаниями, сообщил начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. “Действительно, есть тренд на увеличение стоимости авиационного керосина в биржевом сегменте. Мы будем обсуждать с нефтяными компаниями ситуацию на рынке. Вопросы роста цены связаны с объемами продаж на бирже. До конца недели будет понятна ситуация, что происходит. Либо это какие-то объективные факторы: с начала года установлен акциз на авиационный керосин, либо это могут быть действия компаний, которые снизили предложение по продаже на бирже, и тем самым дисбаланс спроса и предложения повлиял на увеличение стоимости”, – предполагает Махонин.
Росавиация жаловалась на рост стоимости авиакеросина еще в августе 2014 г. Однако авиакомпании заявили, что это не изменит цены на билеты. По словам крупных перевозчиков, они закупают топливо по долгосрочным контрактам с нефтяными компаниями. (Центр энергетической экспертизы/Химия Украины и мира)