С учетом нынешней ситуации по ценам на нефть такие крупные проекты, как Восточная нефтехимическая компания (ВНХК, мощностью 30 млн. т) требуют проведения еще одного ТЭО, рассказал министр энергетики Александр Новак.
“Поэтому сейчас тема ВНХК не так активно обсуждается, как раньше. В частности, “Роснефть” проводит переоценку технико-экономического обоснования, исходя из новых реалий. Не исключено, что низкие цены – это надолго”, – сказал он. Представитель “Роснефти” (компания реализует ВНХК) от комментариев отказался.
Проект ВНХК в Приморском крае планировалось построить в 3 очереди: первая (2014-2020 гг.) – нефтепереработка на 12 млн. т/год; вторая очередь (2014-2022 гг.) – нефтехимия мощностью 3,4 млн. т/год; третья очередь (VI квартал 2028 г.) – нефтепереработка 12 млн. т/год нефти и нефтехимия мощностью в 3,4 млн. т/год. Первые две очереди обойдутся в 659 млрд. руб., а все три – в 1,3 трлн. в ценах 2013 г. Теперь стоимость будет выше, говорил ранее эксперт Сбербанка CIB Валерий Нестеров.
“Роснефть” рассчитывала на государственную помощь в финансировании. Летом 2014 г. она подала заявку на выделение средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ), в том числе и на ВНХК. Затем уточнила ее и скорректировала список проектов, которые теперь претендуют на деньги ФНБ. Заместитель министра экономического развития Николай Подгузов в конце января 2015 г. отмечал, что проектов 28, но среди них нет ВНХК. Проект под большим вопросом, многие чиновники считают его ненужным, говорил ранее один из чиновников.
ВНХК следует включить в программы естественных монополий и соответствующие федеральные целевые программы, решила президентская комиссия по топливно-энергетическому комплексу в июне 2014 г. Сделать это нужно было до конца 2014 г. Но не все монополии согласились на это (например, “Газпром”), следовало из письма статс-секретаря – вице-президента “Роснефти” Ларисы Каландым профильным министерствам. РЖД готова включить в инвестпрограмму только инфраструктуру общего пользования, “Роснефть” настаивала, чтобы монополия построила и пути до промышленной площадки ВНХК. “Транснефть” включила в инвестпрограмму ВНХК – построит отвод к ней от ВСТО примерно за 2,5 млрд. руб. Но финансировать его будет нефтяная компания за счет долгосрочного тарифа.
“Роснефть” сейчас не будет начинать проекты, которые требуют больших затрат, считает директор Small Letters Виталий Крюков. У нее большой долг – $43,8 млрд. на конец 2014 г. ВНХК потерял актуальность не только из-за низких цен на нефть, но и налогового маневра (действует с января 2015 г.), продолжает Крюков. Маневр ухудшает экономику проекта, поэтому президент “Роснефти” Игорь Сечин выступал против него. Нефтехимическое предприятие может получить развитие только после стабилизации мирового рынка нефти и изменения налоговых условий для него, заключает Виталий Крюков. (Rcc/Химия Украины и мира)