Химический гигант должен структурам Фирташа 1,3 млрд. грн. за поставленный газ. Из-за подорожания газа средств у предприятия нет. Сможет ли олигарх взять под контроль завод за долги?
Убыточный флагман
ОАО “Одесский припортовый завод” (ОПЗ) расположено в Южном Одесской области. Это крупнейшее предприятие в химической отрасли. Основная специализация – производство и реализация аммиака и карбамида. Также завод производит жидкий азот, диоксид углерода, жидкий кислород и сернокислый натрий. Главное преимущество ОПЗ – собственный перевалочный морской терминал для перегрузки экспортной химической продукции, завод является конечным пунктом аммиакопровода Тольятти – Горловка – Одесса. ОПЗ – монополист в сфере приема, охлаждения и перегрузки аммиака.
Слабость завода заключатся в зависимости от цены на газ. Стремительное удорожание сырья плачевно отразилось на рентабельности. В 2014 г. завод получил чистый убыток 270,47 млн. грн, Суммарная дебиторская задолженность за год возросла в 4,4 раза до 2,05 млрд. грн., текущие обязательства – в 2,9 раза до 5,9 млрд. грн.
Холдинг Ostchem Дмитрия Фирташа с 2011 г. был основным поставщиком газа на завод. После ухудшения экономической ситуации платежная дисциплина завода упала, он начал накапливать долг. Одесский апелляционный хозсуд в декабре 2014 г. признал наличие долга ОПЗ перед компанией “РГК Трейдинг”, близкой к Ostchem. Суд утвердил схему погашения, выгодную заемщику. Заводу была предоставлена рассрочка до 2022 г. Все это время ОПЗ должен был ежемесячно выплачивать “РГК Трейдинг” по 15,77 млн. грн. Из-за экономической нестабильности и стремительной девальвации кредитор счел такие условия неприемлемыми и подал кассацию. В начале марта Высший хозсуд удовлетворил ее, отменив постановление Одесского суда.
Забрать за долги
У группы Дмитрия Фирташа уже есть опыт, как получить контроль над госпредприятием, сконцентрировав его долги. Контрольный пакет ПАО “Сумыхимпром” принадлежит Фонду госимущества, но реальный контроль над заводом находится в руках управляющего санацией Игоря Лазаковича, который ранее работал в Ostchem. По состоянию на 1 июня 2014 г. общая сумма долга “Сумыхимпрома” перед кредиторами составляла 1,38 млрд. грн. Структуры Фирташа скупили большую часть долга, получив большинство в комитете кредиторов.
Новой власти не удалось вернуть контроль государства над предприятием. Несмотря на усилия главы ФГИ Дмитрия Парфенеко, комитет кредиторов принял план, предусматривающий санацию со сроком 17 лет. По факту – это бесплатная аренда
Интерес у Ostchem к ОПЗ логичен. Будучи собственником большинства химпроизводств в стране, компании было бы выгодно интегрировать такой актив. Приобретение увеличило бы долю Ostchem на рынке, а контроль над терминалом улучшил бы логистику, позволяя формировать партии удобрений для отправки судами типа Panamax из порта Южный. Чем больше судно, тем дешевле перевозка единицы груза. Как рассказал один из менеджеров компании на условиях анонимности, группу привлекает наличие отработанной системы взаимоотношения с заводом, высокое качество продукта, наличие складов, технологий погрузки и контроль качества. Однако провернуть долговую схему с ОПЗ гораздо тяжелее. Представителям Фирташа проблематично получить большинство в комитете кредиторов ОПЗ, так как у завода за время судов появился новый главный кредитор в лице государственного Ощадбанка.
Осенью Кабмин запретил ОПЗ покупать газ у Ostchem, определив обязательным поставщиком НАК “Нафтогаз”. И завод начал наращивать долги уже перед НАК. А в декабре 2014 г. правительство поручило Минэнерго, Мнфину и ФГИ спасти завод и одобрить кредитную линию в 5 млрд. грн. у Ощадбанка. Так что теперь завод должен госбанку в 4 раза больше, чем олигарху.
По сути правительство “защитило” завод путем выдачи ему ничем не подкрепленных денег. Практика сбрасывания в госбанки плохих долгов уже получила оценку. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings 20 марта снизило долгосрочные кредитные рейтинги в иностранной валюте Ощадбанка до уровня “СС” с “ССС” и не исключает дефолта финучреждения в свете предстоящей реструктуризации госдолга. Рассчитывает ли Ощадбанк забрать долги в ОПЗ? “Решение о кредитовании клиентов принимается на основе комплексного анализа клиента, его бизнеса и сферы, в которой он работает. Взвешиваются все “за” и “против”, – ответили в пресс-службе Ощадбанке. Отвечать на вопрос, обслуживает ли ОПЗ свой дол, в банке отказались. “Что касается деталей кредитных соглашений, то мы не имеем права их разглашать, это конфиденциальная информация, защищенная условиями договора”, – сообщили в госбанке.
Юридические и политические препятствия
Еще одна сложность в стремлении менеджеров Ostchem обанкроть завод, состоит в существующей нормативной базе. “В связи с тем, что в Украине по-прежнему действует закон 2001 г., устанавливающий мораторий на банкротство государственных предприятий и предприятий, в которых у государства больше 25%, инициировать банкротство ОПЗ нельзя, – поясняет управляющий партнер юридическо-консалтинговой компании “Де-юре” Григорий Трипульский. – Однако, в случае – или точнее: “когда произойдет” – приватизации ОПЗ, его кредиторы или получат сумму долга, или попытаются воспользоваться задолженностью при процессе приватизации”. При этом Ощадбанк не будет инициировать банкротство государственного ОПЗ. Однако в случае продажи погашение задолженности перед Ощадбанком может стать одним из ее условий.
Сейчас Дмитрий Фирташ пребывает в Австрии под домашним арестом. И возврат долга, и приватизация – вопрос, скорее, политический, чем юридический или экономический. “Пока Яценюк является премьер-министром, долг Фирташу не вернут, – уверен сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. – Судебные дела будут продолжаться. Но я считаю их бесперспективными. Завод не выполнит решения суда. Но и Фирташу завод не отдадут”.
С одной стороны, пустой бюджет толкает Кабмин к широкомасштабной приватизации. Но военные действия и экономический кризис гарантируют, что серьезных инвесторов в этом году не будет. “Перспектива приватизации ОПЗ зависит от цены на газ, – считает Марунич. – При нынешнем ее уровне множества претендентов ожидать не стоит”. Кредитор понимает, что в изменившейся политической обстановке трудно рассчитывать не только на установление контроля над заводом, но и на возврат долга.
“Мы ведем переговоры с руководством ОПЗ о добровольном выполнении решения суда”, – сказал директор “РГК-Трейдинг” Артем Компан.
Скорее всего, ситуация останется в сегодняшнем состоянии, постепенно ухудшаясь. Фирташу долг не вернут и обанкротить не позволят. Завод будет наращивать обязательства перед НАК, а Ощадбанк будет покрывать кредитами долги за газ. К факторам, отпугивающим потенциальных инвесторов, добавится еще и гигантский долг. (Инсайдер/Химия Украины и мира)