Правительство Казахстана вернулось к идее строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода на территории страны. Импульсом к этому послужило предложение китайских нефтяных компаний профинансировать его строительство.
Эту информацию 24 апреля озвучил генеральный директор Kazenergy Асет Магауов. По его словам, китайская корпорация CNPC заинтересована в строительстве нефтеперерабатывающего завода в Казахстане. “Я думаю, по четвертому НПЗ больше будет CNPC, так как она наиболее представлена на рынке Казахстана из китайских компаний, потому что остальные – CITIC, Sinopec – не так сильно представлены на нашем добывающем рынке, – отметил Магауов. – По строительству четвертого НПЗ они выразили инициативу, сказали, что готовы профинансировать его. В Министерстве энергетики создана рабочая группа, министр Владимир Школьник выступает руководителем этой группы. Сейчас обсуждаются подходы, месторасположение завода. Пока рабочая группа эту работу не завершит, у нас не будет встречных предложений для китайской стороны, то есть мы должны им сказать, что мы как Казахстан примерно видим, какие мощности завода должны быть, где он должен располагаться. После этого можно будет говорить о стоимости завода. Сейчас рабочая группа только первые два заседания провела”, – рассказал он. По словам спикера, рассматриваются варианты расположения НПЗ в Западном или Центральном Казахстане. Он добавил, что экономически выгодней завод большой мощности. Однако при этом необходимо проработать вопросы экспорта излишков продукции казахстанских НПЗ.
По данным местных СМИ, CNPC владеет в Казахстане 60,28% акций казахстанско-китайского СП АО “CNPC-Актобемунайгаз”. Оно разрабатывает месторождения углеводородного сырья Актюбинской области на западе Казахстана и входит в число 5 крупнейших нефтедобывающих компаний страны.
Модернизация действующих казахских НПЗ должна завершиться в 2016 г., в связи с падением цен на нефть эти сроки могут быть сдвинуты. Стоимость строительства четвертого НПЗ власти Казахстана оценивают в $10 млрд. Его предполагаемая мощность – 10 млн. т продукции в год. По словам вице-министра энергетики РК Магзума Мирзагалиева, строить менее мощное предприятие нерентабельно.
Действующие в РК НПЗ не могут в полной мере удовлетворить потребности Казахстана в автомобильном и др. видах топлива. Поэтому республике приходится импортировать его из России, Беларуси и Азербайджана. Однако девальвация рубля привела к тому, что российский бензин обходится местным оптовикам дешевле казахского. Поэтому министр энергетики РК Владимир Школьник заявил о том, что импорт бензинов и ДТ из РФ может привести к закрытию казахстанских НПЗ. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)