Объем рынка теплоизоляции СЗФО по итогам 2014 г. составил около 5 млн. куб. м, увеличившись по сравнению с 2013 г. на 10%. Представители отрасли говорят, что общее снижение объемов строительства напрямую сказывается на этом сегменте, констатируют уменьшение спроса на теплоизоляционные материалы.
Кирилл Иванов, коммерческий директор компании “Пеноплэкс”, рассказал, что наблюдается сокращение потребления во всех сегментах теплоизоляции. Он связывает это с тем, что часть инвестиционных проектов отложена, поэтому спрос на теплоизоляцию уменьшается. “По нашим оценкам, объем рынка теплоизоляции СЗФО в 2014 г. составил около 5 млн. куб. м. Он вырос на 10% по равнению с 2013 г.”, – подсчитал Иванов.
Ирина Садчикова, директор по маркетингу и стратегическому планированию компании Rockwool Russia, также подтвердила, что по итогам 2014 г. наблюдался небольшой рост произведенных и потребленных теплоизоляционных материалов. Она констатировала, что из-за снижения строительной активности идет обострение борьбы за клиентов. Она добавила, что пока завод в Выборге, работающий на рынок Петербурга и Ленобласти, объемы производства не снижает и загружен заказами в полную силу. Ирина Садчикова прокомментировала, что наибольшее потребление теплоизоляционных материалов приходится на сегмент минеральной ваты, куда входит и каменная вата. “Повышенный спрос на каменную вату определяется ее основными характеристиками, такими как долговечность и негорючесть, кроме того, этот материал удобен в монтаже”, – добавила она.
Кирилл Иванов также отметил данную тенденцию и привел статистику: “Первое место среди теплоизоляционных материалов по потреблению занимают ваты – 70%. Второе место за экструзивным пенополистиролом (XPS) – 16%. Вспененный пенополистирол с долей в 14% на третьем месте”.
Иван Крылов, бизнес-аналитик подразделения Isover компании “Сен-Гобен”, привел другие данные. По его словам, доля минеральной ваты составляет около 90%, а оставшаяся часть приходится на материалы из пенополистирола и прочих утеплителей. “При этом каменная вата более популярна, ее доля – около 50-60%, доля стекловолокна – приблизительно 35%. Столь высокая популярность изоляции на основе минеральной ваты объясняется устоявшимися традициями в строительстве, высокой надежностью, долговечностью, широким спектром применения данного типа изоляционных материалов”, – пояснил эксперт. “Рынок теплоизоляции в Петербурге и Ленобласти достаточно конкурентен. Основные производители ватной теплоизоляции – Rockwool, Isover, Ursa, Paroc. С пуском завода Paroc в России конкуренция на ватном рынке обострилась. Основные производители XPS – компании “Пеноплэкс” и “Технониколь”. Производителей вспененного пенополистирола значительно больше, что объясняется простотой технологического процесса. Среди наиболее крупных – KNAUF”, – прокомментировал Кирилл Иванов.
Иван Крылов подтвердил, что конкуренция на рынке Северо-Запада очень высока, на нем активно работают все ключевые игроки. “В сегменте изоляции на основе стекловолокна лидирующие позиции занимают три компании, среди которых Isover. Существенных изменений в расстановке сил в 2014 г. не произошло, ключевые игроки рынка сохранили свои лидирующие позиции”, – добавил Иван Крылов. Кирилл Иванов говорит, что большинство теплоизоляционных материалов, представленных на рынке, производится в Северо-Западном регионе, поскольку экономически невыгодно ввозить данный вид продукции из других регионов и тем более из-за рубежа – слишком высоки будут транспортные расходы. “На текущий момент не только в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области, но и на российском рынке в целом импорт – это только очень редкие продукты, которые ввиду мелких объемов не имеет смысла производить в России. Основной объем ТИМ на рынке Санкт-Петербурга и Ленобласти производится в России, иначе компании-производители не смогли бы конкурировать, находясь заранее в невыигрышной ситуации из-за себестоимости, ведь здесь давно закрепились игроки со своими производственными площадками”, – добавила Ирина Садчикова.
В частности, производственные комплексы на территории Ленинградской области имеют компания Rockwool в Выборге (специализируется на решениях для тепло- и звукоизоляции из каменной ваты) и компания “Пеноплэкс” в Киришах (производит теплоизоляционные плиты из экструдированного пенополистирола). В Петербурге размещается производство компании “КНАУФ Пенопласт”, которая производит теплоизоляцию на основе вспененного пенополистирола.
Ирина Садчикова, директор по маркетингу и стратегическому планированию компании Rockwool Russia: «Рынок теплоизоляционных материалов отражает состояние строительной отрасли и будет подвержен тем же тенденциям. Если говорить про консолидацию рынка, вряд ли стоит ожидать серьезных изменений в Ленобласти и Санкт-Петербурге, так как в регионе представлены крупные игроки. Какие-то изменения возможны, но скорее в других регионах. В целом в кризисное время у сильных компаний – с хорошей управленческой экспертизой, финансовой стабильностью, мощной производственной базой – гораздо больше возможностей для развития. В то время, как небольшие производители, у которых всего один завод, находятся в зоне риска, “подушка безопасности” меньше, им сложнее справиться с экономическими сложностями». (asninfo.ru/Химия Украины и мира)