Важность преодоления зависимости от ключевых продуктов для дальнейшего роста ведущих мировой фармацевтических компания доказана рядом событий. Так, две потенциально крупнейшие сделки по слияниям/поглощениям 2015 г. – AbbVie/Pharmacyclics ($21 млрд.) и предполагаемое приобретение Mylan израильской Teva (первоначальное предложение $40 млрд.) частично обоснованы стремлением руководства компаний снизить зависимость от ключевых блокбастеров.
Самым ярким примером зависимости компании от основного препарата является AbbVie, у которой в 2014 г. 63% общего объема продаж пришлось на препарат Humira, говорится в отчете FirstWord Pharma (в 2011 г. этот показатель равнялся 45%). У такой зависимости есть как положительные, так и отрицательные стороны. По результатам I квартала 2015 г. объем продаж Humira вырос на 18% и составил $3,1 млрд. Показатель так впечатлил аналитика Bloomberg Intelligence Сэма Фазели, что он отнес этот препарат к категории “неудержимых”. Humira также является наиболее убедительным примером долгой коммерческой жизни биопрепарата, которая продлевается еще и за счет отсутствия дженериковой конкуренции. Появление на рынке биоаналогов, скорее всего, по мнению экспертов, изменит существующую динамику, хотя потеря рыночной эксклюзивности не приведет к резкому падению продаж, что характерно для традиционных препаратов. В худшем случае AbbVie лишится ключевого драйвера роста. Именно поэтому компания инвестировала значительные средства в разработку препаратов для лечения гепатита C, а также заплатила $21 млрд. за компанию Pharmacyclics, ключевой препарат которой Imbruvica для лечения гемобластозов разработан и продается совместно с Johnson & Johnson.
Другим примером “блокбастерозависимости” является Teva. Компания вступила на путь слияний/поглощений, чтобы снизить зависимость от препарата для лечения рассеянного склероза Copaxone. В качестве жертвы выбрана компания Mylan. Препарат Copaxone также продемонстрировал завидное долголетие на рынке, чему способствовал успех компании в переводе пациентов на более удобную дозировку препарата. Потенциальная сделка с Mylan могла бы увеличить объем продаж Teva до примерно $27 млрд. (по показателям 2014 г.) и позволить снизить зависимость от Copaxone на 22% до 15%. (Фармацевтический вестник/Химия Украины и мира)