По решению Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа “Роснефть” после ее неоднократных попыток получила доступ к трубе проекта “Сахалин-2”. Фактически, это дает компании основания для строительства ранее запланированного СПГ-завода на юге Сахалина. Ранее это было невозможно без источника газа.
Теперь компания сможет получить “недискриминационный доступ” к трубе Sakhalin Energy (оператор “Сахалина-2”) в объеме до 8 млрд. куб. м/год, чего должно хватить для снабжения завода. Источником сырья для СПГ должен стать проект компании “Сахалин-1” (по 30% у ExxonMobil и японской Sodeco, по 20% – у “Роснефти” и индийской ONGC), находящейся на севере острова. До этого сахалинский суд дважды (в феврале и июне) отказывал в удовлетворении иска “Роснефти” к Sakhalin Energy, решив, что истец не смог доказать необходимость в доступе к ГТС “Сахалина-2”.
“Роснефть” с 2013 г. добивается доступа к трубе “Сахалина-2”, тогда же она начала разрабатывать проект нового СПГ-завода. Пока в России функционирует всего один СПГ-проект “Сахалин-2”, основным акционером которого (50%) является “Газпром”. Мощность Дальневосточного СПГ была запланирована на уровне 5 млн. т, мощность действующего завода “Газпрома” – в 2 раза больше. Ранее стоимость проекта без газопровода оценивалась в $8 млрд., а с учетом расширения газотранспортной системы проекта “Сахалин-2” – в $12 млрд., говорил в апреле 2014 г. Игорь Сечин. По первоначальному плану завод должен был начать работу в 2018-2019 гг., используя в качестве сырья собственные запасы “Роснефти” в регионе, а также запасы консорциума “Сахалин-1”. В “Роснефти” не комментируют судебное решение.
В декабре жалобу “Роснефти” взяла на контроль ФАС, возбудившая в середине августа 2014 г. дело об административном правонарушении против “Газпрома”, но в середине мая приостановила расследование до окончания арбитражных разбирательств. На случай, если получить доступ не получится, “Роснефть” начала прорабатывать запасной план по переносу производства СПГ на материк, в хабаровский порт Де-Кастри. Там расположен нефтяной терминал в рамках проекта “Сахалин-1”, где “Роснефть” работает вместе с ExxonMobil.
Тем не менее, даже после решения суда ожидать начала строительства завода рано – у “Роснефти” не решен вопрос с финансированием, а также привлечением технологий по сжижению. «Теоретически их может предоставить партнер компании по “Сахалину-1” ExxonMobil, но американцы боятся планировать новые проекты в режиме санкций, кроме того, у ExxonMobil возникли проблемы с государством по снижению налога на прибыль для “Сахалина-1”, компания судится с Россией в международном арбитраже», – напоминает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
Не отступит и “Газпром” – с введением США санкций против Южно-Киринского месторождения (относится к “Сахалину-3”, с которого планируется поставлять газ для СПГ-завода “Сахалина-2”) монополия может недозагрузить свой завод, предупреждает аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров. «Это может толкнуть “Газпром” к покупке газа у “Роснефти” по ее условиям экспортного “нэтбека” (экспортная цена за вычетом расходов на транспортировку и пошлин)», – говорит аналитик.
Кроме того, “Газпром” в лице Sakhalin Energy еще имеет возможность опротестовать решение суда в Верховном суде. В “Газпроме” не ответили на запрос. «Решение так или иначе будет сделано на уровне правительства, не исключено, что конфликт двух компаний придется решать президентской комиссии по ТЭК (запланирована на ноябрь)», – считает Митрахович из ФНЭБ. (Rcc/Химия Украины и мира)