По итогам I полугодия потери государственного бюджета от теневого рынка топлива – контрабанды, фальсификата, пересортицы – составили около 3,5 млрд. грн. Это – сумма неуплаченных “топливных” налогов (акциз и НДС) на 375 тыс. т нефтепродуктов. Если посчитать вероятные потери до конца года, то получается, что они составляют почти столько же, сколько и бюджет Нацгвардии (8 млрд. грн.), В 2014 г. нелегальный бензин украл из госбюджета 5 млрд. грн., писал ранее эксперт нефтерынка Сергей Куюн.
Нельзя сказать, что фискальная служба абсолютно бездействует. В 2015 г. были проведены спецоперации, в ходе которых выявлено около 5% от оценочных объемов нелегальных нефтепродуктов. Наиболее же ощутимые результаты достигнуты в борьбе с контрабандой, которая практически прекратилась после пуска с 1 июня Энергетической таможни. Правда, несмотря на очевидные результаты, глава ГФС инициировал фактическую ликвидацию не только “энергетички”, но во многом и ликвидацию самой таможни как таковой.
Согласно официальным данным Госстата, за I полугодие Украина потребила без малого 1,124 млн. т бензина. При этом производство составило 305 тыс. т. Очевидно, что остальное – 819 тыс. т – должно было приехать извне. Но таможня зафиксировала всего 705 тыс. т. “Откуда же взялись 114 тыс. т, или почти 10% рынка бензина?”, – обращает внимание С. Куюн. Но и это еще не все. Есть все основания считать указанные официальные данные по потреблению заниженными минимум на 15%. “Дополнительная мотивация “бить мимо кассы” появилась с января текущего года, когда неожиданно для всех был введен 5%-ный сбор с розничных продаж подакцизных товаров. При нынешних ценах на топливо это означает, что каждый проданный мимо кассы литр приносит 1 грн. Учитывая, что вся маржа заправок составляет 2-3 грн., стимул продавать бензин, не ставя в известность кассовый аппарат, крайне велика”, – пишет эксперт. Таким образом, размер теневого рынка бензина в I полугодии можно оценить минимум в 275 тыс. т. Такой же подход при вычислении нелегального рынка дизельного топлива выводит на цифру в около 100 тыс. т.
“Почему “левого” дизтоплива меньше? Ответ прост: акциз на бензин составляет EUR202/т, а с 20% НДС – более EUR240/т, или около 5500 грн./т, или более 4 грн. на литре. В то же время акциз на дизтопливо равняется EUR100/т, то есть заработок на его нелегальной поставке вдвое меньше, бодяжить и “контрабасить” бензин при той же доле риска намного выгоднее. К тому же технологически ДТ сделать сложнее, тогда как компонентов бензина предостаточно”, – поясняет С. Куюн. (МинПром/Химия Украины и мира)