Европейские переработчики нефти адаптируют к своим потребностям способы выживания, которые используют нефтетрейдеры, пытающиеся удержаться на плаву в условиях падения цен и сокращения рынка.
Тяжелые времена заставили нефтепереработчиков искать пути оптимизации логистики, расширить ассортимент закупаемой нефти и пересмотреть линейку выпускаемых продуктов. Все это делается для того, чтобы получить максимальные скидки от поставщиков нефти и подобрать подходящий нефтяной “коктейль” для конкретных НПЗ.
“Коммерческие операции должны быть полностью интегрированы с технической стороной дела”, – заявил ведущий менеджер НПЗ Saras (Италия) Дарио Скаффарди. По его словам в настоящее время итальянский завод использует в производстве 30-35 различных сортов “черного золота” – в 2 раза больше, чем в предыдущие годы. Американская сланцевая революция изменила направления мировых нефтяных потоков и выдавила некоторые виды сырья – например, легкую нигерийскую нефть, – с традиционных рынков сбыта. При этом возрос спрос на тяжелую нефть, что подхлестнуло ее стоимость. Компании Shell и Total сблизили переработку и трейдинг, чтобы получить дополнительную прибыль в условиях падения нефтяных котировок. Кроме того, такая интеграция нанесла удар по независимым торговым домам, ранее господствовавшим на мировом рынке.
Европейские производители нефтепродуктов признали, что отрасль ожидает сложное десятилетие. Этот временной отрезок уверенно пройдут только те НПЗ, которые используют гибкие технологии, позволяющие быстро адаптироваться к смене поставщиков и использованию различных сортов нефти или ее смесей.
По мнению Горана Сараванжа, главы департамента стратегического планирования завода INA (Хорватия), в ближайшие 15 лет в Европе придется закрыть четверть предприятий по переработке нефти. Причина заключаются в том, что европейские НПЗ быстро стареют, плохо оснащены и специализируются главным образом на производстве бензинов, в то время, как рынок требует все больше дизельного топлива. Кроме того, нужно учитывать окончание пятилетнего периода высокого спроса на бензины в США, который дал возможность европейской нефтеперерабатывающей промышленности работать с хорошей прибылью, рассказал представитель администрации энергетической информации США (EIA) Тим Хесс.
Представитель Statoil (Норвегия) Ларс Торстолм заявил, что его компания в последние годы активно экспериментирует с различными сортами нефти. При этом в бизнесе норвежской компании существенно возросла роль команды трейдеров. Именно они ищут и утверждают ассортимент сырья таким образом, чтобы оптимизировать работу корпоративных подразделений по переработке нефти. По словам Торстолма, для увеличения оперативной гибкости компания даже зафрахтовала в 2015 г. нефтеналивное судно, которое используется в качестве буферного плавучего хранилища. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)