На рынке авиационного топлива возможен острый кризис в связи с действиями Государственной фискальной службы (ГФС), которая фактически заблокировала поставки импортного продукта. В частности, в сентябре были остановлены поставки по двум основным направлениям – из Беларуси и Болгарии, на которые суммарно приходится половина баланса украинского рынка авиатоплива. Об этом сообщил источник в ГФС, а также участники рынка.
Поставки реактивного топлива из Беларуси и Болгарии остановлены в связи с нежеланием лабораторий ГФС выдавать импортному топливу сертификаты соответствия.
“Лаборатория ГФС, которая в последние годы имела бесконечные претензии к параметрам выкипания 90% объема, теперь выявила превышение доли ароматических углеводородов, притом сразу у обоих поставщиков. Сертификат они не выдают, импортеры остановили поставки”, – говорит представитель ГФС, пожелавший остаться неизвестным.
Характерно, что проблемы у поставщиков авиатоплива разного производства возникают синхронно. Так, независимая экспертиза топлива марки Jet A-1 из Болгарии, произведенного международным сюрвейером SGS, показывает содержание ароматических углеводородов в объеме 11-12%. В то же время лаборатория ГФС выявила 34% (норма 20%). Аналогичные проблемы возникли у поставщиков белорусского авиатоплива.
“Мы решили остановить поставки до прекращения этого театра абсурда. Взятки платить не будем”, – заявил один из поставщиков авиатоплива, отметив, что тариф за положительный вывод лаборатории составляет EUR8-10 за каждую тонну ввозимого объема. “Власти меняются, а схемы Калетника, Клименко и прочих продолжают жить”, – резюмировал поставщик.
Впервые манипуляции лабораторий налоговых служб в сфере исследований качества реактивного топлива, а также изменение классификации топлив по температуре выкипания 90% объема начались в 2011 г. во времена руководства таможенной службой Игорем Калетником. Манипуляции были выстроены с целью переквалификации авиатоплива (легкий дистиллят), облагаемого низким акцизом (сегодня EUR23/т), в товар иной группы – бензин (средний дистиллят), с которых взимается акциз EUR202/т. Отнесение авиатоплива к группе с низким акцизом являлось предметом разговора с таможенниками.
В 2015 г. половина рынка авиакеросина наполнялась по импорту. В январе-августе на белорусский продукт приходились 45% рынка (69 тыс. т), на болгарский – 4% (5,6 тыс. т), других стран – 1% (2 тыс. т), Кременчугский НПЗ обеспечивал 50% рынка (76 тыс. т). В частности, за счет импортных поставок обеспечиваются потребности ВСУ. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)