ПАО “Уральский завод резиновых технических изделий” (РТИ) непрерывно снижает объемы выпуска продукции. В I полугодии компания сократила производство на 4% (с 2012 г. показатель снизился почти на 15%). Эксперты связывают сложившуюся ситуацию с резким падением спроса на резиновую продукцию в России.
Основными клиентами завода являются предприятия оборонной, горнодобывающей, угольной промышленности и металлургии. Эти отрасли в условиях финансового кризиса испытывают серьезный дефицит финансовых ресурсов, поэтому не имеют возможности закупать продукцию компании в необходимом объеме. При сохранении текущих тенденций РТИ продолжит терять долю на рынке и может начать массовые сокращения.
Завод РТИ находится в Екатеринбурге и специализируется на производстве прорезиненных тканей, рукавной продукции, формовых и неформовых изделий. Несколько лет назад объемы его производства стали резко снижаться. В 2012 г. – на 4,3%, в 2013 г. – на 3%, в 2014 г. – на 5,3%. В 2015 г. ситуация продолжает ухудшаться. Несмотря на то, что уральскому заводу удалось выйти в плюс (в I полугодии чистая прибыль составила 33,3 млн. руб. против чистого убытка 40,2 млн. руб. за аналогичный период 2014 г.), выручка продолжает снижаться (на 4% по сравнению с 2014 г.).
“Многие российские компании “заморозили” инвестиционные проекты, в условиях неопределенности экономической ситуации предприятия осуществляют закупки только первоочередных, необходимых для поддержания производства расходных материалов. Также ужесточилась конкуренция за потребителей как со стороны отечественных, так и иностранных производителей РТИ. Сложившаяся общеэкономическая ситуация отрицательно влияет на деятельность эмитента”, – говорится в отсчете предприятия за II квартал 2015 г.
Ситуация на предприятии стала настолько сложной, что государство было вынуждено оказать финансовую поддержку. В 2015 г. предприятие дважды получало субсидии из федерального бюджета для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на пополнение оборотных средств. Общий объем господдержки составил 12,8 млн. руб.
По словам экспертов, тяжелое положение предприятия обусловлено резким снижением объемов заказов со стороны крупных российских компаний. “Завод производит резиновые изделия для промышленности, а не для розничных продаж. Сейчас российские предприятия из-за кризиса отказались от закупок некоторых видов товаров. Только металлурги и нефтяники способны покупать продукцию в необходимом объеме. Остальные сегменты машиностроения чувствуют себя заметно хуже. Платежеспособность таких клиентов в последнее время заметно снизилась”, – считает независимый финансовый аналитик Григорий Вахитов.
Заместитель председателя свердловского регионального отделения “СоюзМаш России” Андрей Бухмастов также считает, что машиностроительная отрасль в России находится в кризисе, поэтому многие предприятия не могут закупать необходимое оборудование.”Например, российские энергетические, горнодобывающие и металлургические предприятия не развиваются такими высокими темпами, как нефтяники или газовики. В последнее время они значительно реже закупают профильное оборудование. Следовательно, стали делать меньше заказов. Это сказывается на всех предприятиях, которые с ними связаны по производственной цепочке. Аналогичная ситуация складывается на рынке сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники”, – заявил Андрей Бухмастов.
По оценкам экспертов, относительно благополучная ситуация для РТИ наблюдается только в секторе оборонной промышленности России. По итогам I полугодия 2015 г. гособоронзаказ составил 70% от выручки предприятия. “Среди предприятий-клиентов завода наиболее стабильное положение у оборонщиков. Сейчас в стране реализуется государственная программа развития вооружений до 2020 г. Государство вливает огромные средства на ее реализацию. Поэтому оборонка – едва ли не единственный сектор промышленности, который практически не пострадал от кризиса. Предприятия по-прежнему закупают большой объем профильной продукции, в том числе из резины”, – считает независимый финансовый аналитик Григорий Руденко.
Эксперты считают, что заводу РТИ в условиях кризиса необходимо искать новые рынки сбыта, повышать конкурентоспособность продукции, качество управления, запускать инновационные проекты. Однако этого будет недостаточно без улучшения ситуации в российской промышленности и восстановления докризисного объема спроса на резиновые изделия. (УралБизнесКонсалтинг/Advis/Химия Украины и мира)