Правительство продлит оборот бензина “Евро-4” еще на год, предварительное решение было принято на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, рассказали источники, знакомые с ходом обсуждения. При этом будет сохранена дифференциация акцизов по видам топлива с тем, чтобы акциз на “Евро-4” был по-прежнему выше, чем на “Евро-5”.
С 2016 г. акциз на “Евро-5” должен вырасти с 5,53 тыс. руб./т до 7,53 тыс. руб. По словам одного из собеседников, акциз на “Евро-4” может быть повышен до уровня акциза на нафту – 10,5 тыс. руб. Окончательное решение о продлении оборота “Евро-4” и уровне акцизов должно быть принято на совещании по нефтепереработке 6 октября, которое проведет премьер Дмитрий Медведев в Нижнем Новгороде. К совещанию приурочен пуск установки каталитического крекинга на местном НПЗ «ЛУКойла».
Продление оборота “Евро-4” стало необходимым из-за того, что, как говорилось в материалах Минэнерго, “Роснефть” не успела модернизировать часть своих НПЗ и на рынке мог возникнуть дефицит топлива в 2-4 млн. т. Нефтекомпании, успевшие модернизировать заводы, такие как «ЛУКойл» и “Газпром нефть”, выступали против продления, отмечая, что такое решение обесценивает сделанные ими инвестиции. Тем не менее, профильные ведомства – Минэнерго, ФАС и Минпромторг – поддержали идею продлить “Евро-4” на год. Дифференциация акцизов, по замыслу правительства, должна послужить экономическим стимулом для модернизации и одновременно дать конкурентное преимущество компаниям, которые уже ее провели.
По оценке Михаила Турукалова из “Аналитики товарных рынков”, запрет на оборот бензина “Евро-4” привел бы к дефициту топлива на рынке в 2016 г. в 200 тыс. т/мес. и росту цен. При сохранении оборота “Евро-4” российский рынок бензина будет сбалансирован. Рост акциза повлияет на цены, однако оценить этот эффект пока невозможно, поскольку неизвестно, снизится ли в 2016 г. экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты, как предполагалось “налоговым маневром”. Если, как предлагает Минфин, экспортная пошлина останется на текущем уровне, это окажет сдерживающее влияние на внутренние цены нефтепродуктов за счет сокращения экспортной альтернативы. (Rcc/Химия Украины и мира)