Химия Украины и мира

Казахстан: пошлину на темные нефтепродукты надо отменить

За последние 1,5 года цены на нефть на мировых рынках упали на 60%, однако экспортная пошлина в Казахстане находится на уровне “тучного” для нефтегазового комплекса 2013 г. С октября выросли тарифы НПЗ на переработку сырья. В итоге нефтегазовый сектор оказался зажат с двух сторон.

Недропользователи зарабатывают за счет реализации нефти. Вариантов два – продажа на экспорт по мировым ценам или поставка для переработки на местные нефтеперерабатывающие заводы. При этом любое изменение в структуре цены на нефтепродукты прямо пропорционально отражается на нетбэке недропользователя (равнодоходной цене с внешними рынками). В последнее время все трансформации негативно сказывались на недропользователях – достаточно вспомнить рост тарифа НПЗ за переработку или планируемое повышение акциза на бензин и дизельное топливо как продукты переработки давальческого сырья. Да и ставка экспортной таможенной пошлины (ЭТП) на темные нефтепродукты не способствует улучшению ситуации с доходами нефтяников – весь нетбэк от продажи темных нефтепродуктов “съедается” ЭТП.

“ЭТП на темные нефтепродукты и изменение курса тенге делают бизнес, связанный с производством ГСМ, невыгодным, – считает директор ТОО “Oil Gas Project” Жарас Ахметов. – При переработке на НПЗ выход составляет примерно 50% темных и 50% светлых нефтепродуктов. Причем первые продаются с низкой рентабельностью из-за достаточно дорогой транспортировки. Условно можно считать, что “продаются в ноль”. Может, $20-$25 с тонны зарабатывается при летней ЭТП в EUR15/т (около $17,1). Наступает зимний период, устанавливается новая пошлина – $60/т. Рост почти на $43. Такая ставка становится чистым убытком для трейдеров, исчисляемым в $15-20/т, поэтому они вынуждены поступаться своей прибылью”. Стоит отметить также еще несколько факторов, влияющих на снижение нетбэка недропользователей. На протяжении 5 лет действует запрет на экспорт светлых нефтепродуктов (в том числе и дизельного топлива, неликвидного на протяжении большего времени года) и ежегодное 10%-ное повышение тарифов на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам (с 1 октября 2015 г. до 2019 г.).

Как сделать так, чтобы выгодно было поставлять нефть на НПЗ? Решение, по словам эксперта, самое простое. “Раз мы не можем управлять курсом тенге, то хотя бы давайте отменим пошлину на темные нефтепродукты, тем более, что их потребление внутри страны не такое большое. Тем самым нефтяники и трейдеры получат премию и хоть как-то заработают. Еще лучше было бы, если бы правительство отменило запрет на экспорт светлых нефтепродуктов – бензина, солярки и некоторых производных. Тогда бы то, что бюджет страны не добрал по пошлине на мазут, он бы добрал в пошлине на ГСМ”, – уверен Жарас Ахметов.

Другой вопрос – ЭТП на нефть, которая, по мнению ряда экспертов, сегодня завышена. С лета 2014 г. нефть на мировых рынках подешевела на 60%. 2 апреля 2013 г. ставка ЭТП на нефть была повышена с $40 до $60 – такой же уровень сохраняется и сейчас. Однако если в 2013 г. нефть Brent торговалась по $109/барр., то сегодня цена на эту марку не превышает $50. По данным участников рынка, в действующих на данный момент экспортных контрактах ставка ЭТП составляет до 40% от нетбэка недропользователей.

Понятно, что нефтегазовый сектор формирует львиную долю казахстанского бюджета, дает возможности для диверсификации экономики. Более того, в условиях низких цен на нефть недропользователям было бы логично снизить добычу, однако этого сегодня не происходит. Скорее всего – ввиду принятых в нефтегазовых компаниях принципов социальной ответственности: во избежание сокращения рабочих мест, роста социальной напряженности добыча поддерживается на ранее заданном уровне. Главный вопрос сейчас: не повлечет ли сложившаяся налоговая нагрузка негативные последствия? (forbes.kz/Химия Украины и мира)

Exit mobile version