Химия Украины и мира

Казахстан: планируемое повышение акциза может привести к росту цен на бензин

Цены на ГСМ в Казахстане могут в скором времени вырасти. Причина – планируемое государством повышение акциза на бензин всех марок, получаемых из давальческого сырья, на 133%. Насколько действенной будет эта мера для экономики – покажет время, но то, что данный фактор обладает значимым мультипликативным эффектом и окажет в конечном итоге ощутимое негативное воздействие на социальное положение каждого казахстанца, – это факт.

Сегодня “нефтянка” переживает на самые лучшие времена. Сказывается и обвал цен на нефть на мировом рынке, и колебания курса доллара по отношению к тенге, и ряд других факторов. На мировую стоимость “черного золота” Казахстан повлиять не в состоянии. Однако каждая страна, обладающая приличным запасом энергетических ресурсов и занимающаяся их добычей, переработкой и реализацией, в нынешней ситуации старается немного снизить обороты и поддержать отрасль (или, по крайней мере, не “давить” на нее). Но этого не происходит в Казахстане, несмотря на то, что нефтегазовый сектор формирует львиную долю республиканского бюджета и дает возможности для диверсификации экономики.

Объем производства темных нефтепродуктов значительно превышает спрос на внутреннем рынке ГСМ. Сегодня ставка экспортной таможенной пошлины (ЭТП) на них составляет $60/т, ровно столько же, сколько и 2 года тому назад (с тех пор мировые цены на нефть упали более чем на 60%). Условно можно считать, что темные нефтепродукты продаются “в минус”. Что касается светлых нефтепродуктов, то их экспорт (в том числе неликвидного дизельного топлива) запрещен на протяжении 5 лет. Есть и другие факторы, отрицательно влияющие на снижение нетбэка недропользователя (равнодоходной цены с внешними рынками). Так, с 1 октября 2015 г. действует 10%-ное повышение тарифов на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам. Рост при этом будет ежегодным до 2019 г. Рынок переработки сегодня почти невыгоден, учитывая недавнее повышение тарифов нефтеперерабатывающих заводов из-за проводимой модернизации мощностей: Атырауский НПЗ должен завершить ее в 2016 г., а Павлодарский и Шымкентский – к 2017 г. Всего на эти цели планируется потратить около $5,65 млрд.

Теперь государство планирует на 133% поднять акциз на бензин всех марок при передаче подакцизных товаров – продуктов переработки давальческого сырья. Недропользователи зарабатывают за счет реализации продукта своего производства – нефти. Вариантов тут два. Первый – экспорт, второй – реализация нефти для переработки на НПЗ в качестве давальческого сырья (то есть предоставляемого для переработки в готовую продукцию с последующим возвратом). А по законам рынка любое изменение в структуре цены прямо пропорционально отражается на доходах. Так что стоит ли в таких условиях удивляться изменениям бензиновых цен?

В подобных условиях можно было бы снизить добычу нефти и сократить производство, рабочие места и т. д., но это не выход из сложившейся ситуации. Недропользователи это прекрасно понимают. Поэтому надо отдать им должное, так же как и другим участникам рынка ГСМ. Правительство Казахстана приняло решение отказаться от удерживания предельных цен на ГСМ 4 сентября. С тех пор курс национальной валюты упал по отношению к доллару на 28%. Однако розничные цены после отпуска в “свободное плавание” стабильно держались на уровне 125-130 тенге/л. А оптовая цена на бензин марки АИ-92/93 снизилась на 4% в ноябре по сравнению с предыдущим месяцем. В нынешних непростых экономических условиях – позитивная тенденция. Это значит, что на внутреннем рынке нефтепродуктов царит здоровая конкурентная среда. Учитывая это, возможно, государству следует еще раз трезво оценить целесообразность повышения акциза и, как следствие, взлета розничных цен на бензин во избежание негативных последствий в будущем. (forbes.kz/Химия Украины и мира)

Exit mobile version