“Я бизнесмен и хочу заниматься бизнесом, мне еще надо отдать долги “Русснефти” в $7 млрд.”, – говорил в интервью “Ведомостям” основатель компании Михаил Гуцериев в 2010 г., вернувшись из Лондона, куда он уехал после появления у налоговиков претензий к компании. В 2013 г. он стал 100%-ным владельцем акций “Русснефти”, выкупив 49% у АФК “Система” Владимира Евтушенкова и 2% у Сбербанка.
ТАСС со ссылкой на источник на финансовых рынках сообщил, что в октябре “Русснефть” снизила долг до $2,3 млрд., конвертировав $3 млрд. в акции. Был проведен ряд сделок “по реструктуризации и прощению части долга компании, что нашло отражение в снижении величины долга и росте чистой прибыли холдинга”, отметил он. Представитель “Русснефти” подтвердил эту информацию (представитель Glencore не ответил на запрос). По словам представителя “Русснефти”, $3 млрд. – это долг компании перед Glencore и Гуцериевым. После закрытия сделки распределение долей в “Русснефти” будет 46% на 54% соответственно, добавил представитель компании, отказавшись от дальнейших комментариев.
Сделать Glencore акционером “Русснефти” – инициатива Гуцериева, сказал источник, близкий к бизнесмену: “Это даст нефтекомпании возможность развиваться, увеличивать капвложения”. В 2016 г. “Русснефть” может начать выплачивать дивиденды, говорит он. В уставе от 2003 г. сказано только, что акционеры получают дивиденды от чистой прибыли (без указания размера). Вопрос изменения устава, а также сколько мест получит Glencore в совете директоров – в компетенции акционеров и еще не решен, говорит собеседник.
В начале 2000-х годов Glencore помогала Гуцериеву создавать компанию, предоставляя кредиты под залог акций предприятий. На конец 2014 г. долг “Русснефти” перед трейдером составлял $984 млн. До сих пор Glencore владела 40-49% в нескольких “дочках” “Русснефти”. В мае ФАС разрешила трейдеру приобрести 46% самой “Русснефти”. Glencore подавала ходатайство на 49%, но эта сделка потребовала бы согласования правительственной комиссии по иностранным инвестициям. Отказ от 3% ускорил процесс согласования.
Оставшиеся $2,3 млрд. – это долг “Русснефти” перед ВТБ со сроком погашения до конца 2023 г. (данные Moody’s). Представитель ВТБ от комментариев отказался. До конца января 2016 г. нефтяная компания планирует снизить долг до $1,3 млрд., а отношение долга к EBITDA – с 14 до 3, говорит собеседник ТАСС. Скорее всего, на это пойдут средства акционеров, отмечает источник, близкий к Гуцериеву.
Стратегия “Русснефти” не изменится после того, как Glencore получит 46%, говорил Гуцериев в июне: “Нет денег, чтобы менять стратегию”. Основной проблемой “Русснефти” был большой долг, отмечает директор Small Letters Виталий Крюков. По его мнению, теперь компания может генерировать свободный денежный поток даже при текущей цене на нефть и поддерживать добычу нефти (в 2014 г. – 8,6 млн. т).
Гуцериев давно хочет объединить “Русснефть” с другой своей нефтяной компанией – “Нефтисой” (добыча – 7 млн. т), а затем провести IPO. Бизнесмен объединенную компанию оценивал в $18 млрд. (добыча – 18 млн. т). Объединение может завершиться в 2016 г. IPO возможно с ростом цен на нефть или если Glencore решит продать долю, говорит Крюков. На конец первого полугодия долг трейдера был почти $27 млрд. Эксперты опасаются, что Glencore не сможет его обслуживать из-за низких цен на сырье. (rcc.ru/Химия Украины и мира)