По итогам 2015 г. объем рынка строительной изоляции в России может сократиться на 15-20%. Этот нисходящий тренд, скорее всего, сохранится и в течение 2016 г.
Эксперты Paroc отмечают, что в последние годы рост рынка теплоизоляционных материалов происходил достаточно динамично, на 8-16% в год, чему способствовал высокий темп жилищного и коммерческого строительства в России. По состоянию на конец 2014 г. примерно около половины рынка теплоизоляционных материалов приходилось на каменную вату (47%), примерно 29% – на стекловату, около 10% – на экструдированный пенополистирол, порядка 14% – на вспененный пенополистирол. По данным Paroc, по итогам 2014 г. объем рынка теплоизоляции увеличился на 7%, достигнув 55,5 млн. куб. м. Однако в 2015 г. рост значительно замедлился.
Как считает Евгений Абрин, директор по продажам строительной изоляции Paroc в России, к сокращению объемов рынка приводит замораживание строительных процессов как в коммерческом строительстве, так и в возведении жилья. “Первый квартал 2015 г., благодаря инерционной составляющей от всплеска строительной активности в конце 2014 г., был достаточно позитивным. Однако с апреля ситуация на рынке начала ухудшаться, во II полугодии мы увидели сокращение объемов примерно на 20%” – говорит Евгений Абрин. По итогам 2015 г. падение рынка может составить 15-20%.
По его мнению, это происходит по нескольким объективным причинам. Во-первых, возникли сложности с кредитованием строительного сектора. Для многих участников рынка кредитные ресурсы из-за высоких процентных ставок оказались недоступными. Рентабельность многих застройщиков находится на таком уровне, когда она не в состоянии покрывать предлагаемые банковские ставки по кредитам. Во-вторых, резко снизилась покупательная способность населения. Наблюдается существенное падение объемов ипотеки – до 40%. “В этих условиях застройщики замораживают вывод на рынок новых объектов, что влияет на рынок строительных материалов, в частности, изоляции, ведь изоляция – это один из последних этапов строительного цикла. В 2015 г. рынок работал с проектами, которые были пущены в 2013-2014 гг., новых строительных объектов было анонсировано значительно меньше, чем в предыдущие годы, что приведет к еще большему сужению рынка в 2016 г. По сему будущий год обещает быть для участников рынка достаточно сложным”, – заключил эксперт. Как говорит Евгений Абрин, более глубокие тренды по снижению активности девелоперов наблюдаются в коммерческом и административном строительстве и строительстве транспортных терминалов. “Коммерческий сегмент и логистика пострадали больше, поскольку они непосредственно связаны с прямыми инвестициями и кредитованием. Здесь ощутим существенный отток инвесторов”, – отмечает он.
По оценке топ-менеджера компании, в непростой экономической ситуации Paroc удалось удержать позиции на рынке благодаря расширению клиентской базы и номенклатуры поставок, а также наращиванию бизнес-присутствия в регионах России. “Сегодня практически в любом городе с населением от 500 тыс. человек работают наши представители, наши дилеры. Так что продукция Paroc доступна по всей территории России как профессионалам строительного рынка, так и частным потребителям”, – говорит Евгений Абрин.
В настоящее время устойчивым спросом в сегменте малоэтажного частного домостроения пользуются легкие марки продукции Paroc, в сегменте высотного строительства – решения для штукатурных и вентилируемых фасадов. Кроме того, благодаря высокому качеству продукции и эффективной маркетинговой стратегии компании расширяется и география экспортных поставок Paroc. Сегодня продукцию можно встретить на строительных площадках Беларуси, Казахстана и Грузии. “Экспортным рынкам и удаленным регионам России очень интересна наша “легкая вата”, поскольку эта продукция, например Paroc Extra и Paroc ExtraSmart, отличаются высокой компрессией, что выгодно при дальней транспортировке”, – поясняет Евгений Абрин.
Как считает директор по продажам строительной изоляции Paroc в России, несмотря на кризисные моменты, Paroc закончит год с достойными результатами. “У нас полноценная линейка продукции, которая отвечает всем запросам как профессиональных покупателей, так и частного потребителя. Мы держим высокую планку качества изоляционных изделий и постоянно работаем над расширением продуктовых и сервисных возможностей”, – резюмирует Евгений Абрин. (INFOLine/Advis/Химия Украины и мира)