Полимерные пакеты, на 100% состоящие из растительного сырья, выпускают в столичной компании “ЭКОпакет”. После использования продукция в течение года разлагается на натуральные компоненты, не причиняя вреда окружающей среде.
В октябре компания “ЭКОпакет” пустила технологическую линию по производству упаковки и тары, состоящей на 100% из растительного сырья – картофельного крахмала и кукурузной полимолочной кислоты. Оборудование и материалы компания приобрела на собственные средства. Общие затраты составили около $110 тыс.
«Мощность линии составляет 5 млн. пакетов в месяц. Заказы на продукцию расписаны до января 2016 г. В основном ее приобретают интернет-магазины, продающие органические продукты питания, химчистки, другие представители малого и среднего бизнеса», – рассказал директор предприятия “ЭКОпакет” Мирас Аббасов.
Сейчас предприятие производит 10 видов экопакетов (разных по толщине, цвету и размеру), а также одноразовые перчатки. По форме и предназначению биопакеты не отличаются от пластиковых. Их главное преимущество – экологичность. При грамотной утилизации биополимеры полностью разлагаются на безвредные компоненты: воду, гумус и углекислый газ. «При определенных условиях – температуре, влажности, действии ультрафиолетовых лучей и наличии микроорганизмов – наши пакеты разлагаются за 100 дней. Но даже если такой пакет просто будет лежать на земле, то он полностью разложится в течение года, без вреда для окружающей среды», – пояснил Мирас Аббасов. По его словам, продукция соответствует всем экологическим стандартам Евросоюза, стран Северной и Южной Америки, Австралии и Японии.
Поставщики сырья из Китая имеют соответствующий экологический сертификат. Технологический процесс производства биопакетов состоит из трех этапов. Сначала гранулы картофельного крахмала или кукурузной полимолочной кислоты загружают в экструдер. При высокой температуре и давлении происходит выдув пластиковой полимерной пленки из гранул. На пульте управления задают температуру и скорость подачи воздуха. Полученную пленку сматывают в рулоны. Такой агрегат может производить от 5 до 8 тыс. пакетов в час. На втором этапе рулон полимерной пленки устанавливают на пятицветную ротогравюрную печатную машину для маркировки и нанесения высококачественных изображений (логотипов и рекламы). Печать происходит при помощи роторов и цилиндров. На третьем этапе производится конечный продукт. Станок при помощи высокой температуры склеивает пленку в форме мешка и нарезает на отдельные пакеты. Производительность этой машины составляет 100 пакетов в минуту.
Аналогичным образом изготавливают одноразовые перчатки, которые часто используют в салонах красоты и при работе с пищевыми продуктами. Их главное отличие от пластиковых в том, что они полностью разлагаются при утилизации. На таком станке можно выпускать до 10 тыс. перчаток в час.
Сейчас в компании работают 4 сотрудника, которые могут производить порядка 60 -70 тыс. экопакетов в день.
С начала работы “ЭКОпакет” активно сотрудничает с национальной палатой предпринимателей “Атамекен”, которая оказывает поддержку начинающим бизнесменам. Одна из проблем компании, которую пытаются решить сегодня, – сбыт продукции, столичные супермаркеты пока не проявили интереса к экологической упаковке.
«Мы столкнулись с тем, что ретейлеры в Астане пока не заинтересованы с нами сотрудничать. В то же время мы договорились о поставке 1 млн. пакетов в Украину, порядка700 тыс. пакетов – в ОАЭ, около 500 тыс. пакетов – в Россию, более 100 тыс. пакетов – в Кыргызстан. В Казахстане заказы сейчас небольшие – порядка 600 тыс. пакетов мы договорились отправить в Алматы», – проинформировал директор компании “ЭКОпакет”. Таким образом, предприниматель налаживает рынок сбыта за счет стран ближнего зарубежья. Этому способствует отсутствие таможенных сборов в рамках Единого экономического пространства (ЕЭАС).
При этом, по данным экспертов, в Астане ежемесячно расходуют около 30 млн. синтетических пластиковых пакетов, которые потом отправляют на мусорные полигоны. Такая упаковка практически не подвергается разложению в естественных условиях, а при сжигании выделяет ядовитые вещества. Около 15% пакетов, которые предлагают в столице, выпускают местные товаропроизводители, 85% – импортируют из Кыргызстана, России и Китая. Биополимерные пакеты стоят чуть дороже, чем синтетические – от 8 до 25 тенге, но их экологичность оправдывает затраты покупателей. Для сравнения: обычные пакеты сейчас продают в столице за 4-6 тенге. Недавно “ЭКОпакет” заключил договор роялти с компанией “Астана ЭКСПО-2017” об использовании брэнда ЭКСПО на своей продукции. Таким образом компания намерена внести свой вклад в проведение международной выставки в Астане.
В планах компании на 2016 г. наладить выпуск одноразовой посуды, пищевой пленки и подложки (для кулинарных продуктов) из растительного сырья, собственного исходного сырья из модифицированного крахмала, полученного из казахстанского картофеля. Предприятие также намерено расширить экспорт продукции в страны ближнего зарубежья, включая страны ЕАЭС, и в Европу.
По мнению Мираса Аббасова, сегодня нужно предоставить покупателям выбор между экологически чистой упаковкой и пластиковыми пакетами. Не помешает производителям биоупаковки и поддержка государства – такие меры практикуют в ряде развитых стран. Одним из важных направлений Единой программы поддержки и развития предпринимательства “Дорожная карта бизнеса 2020” является отраслевая поддержка предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности, таких как “ЭКОпакет”. Сам предприниматель заинтересован в таких мерах господдержки бизнеса, как кредитование и субсидирование. (forbes.kz/Химия Украины и мира)