Министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган отметил, что в регионе ежегодно размещается примерно 10 млн. т твердых коммунально-бытовых отходов (ТКБО). Это около 20% из общероссийского объема. Перерабатывается максимум 5%, а в столичных регионах индустриальных и многих развивающихся стран – свыше 70%.
А. Коган пояснил, что “большинство этих полигонов фактически исчерпало ресурс. За последние 3 года из 39 ТКБО-полигонов в регионе закрыты 16, еще 9 подлежат закрытию в ближайшие годы, в том числе 2 в 2016 г. Минэкологии области планирует провести отбор региональных операторов и на основе территориальной схемы обращения с ТКБО начать строительство объектов переработки отходов с поэтапным увеличением ее глубины до 50%. Объемы захоронения ТКБО в Подмосковье, в рамках их переработки, намечается сократить наполовину в течение 3 лет. Скорее всего, наиболее востребованной в результате отбора и переработки ТКБО в Подмосковье будет “органика” – биогаз и органические удобрения. Последние, по имеющимся оценкам, наиболее эффективны на глинистых и песчаных почвах, широко распространенных в области”.
По экспертным оценкам, в общем объеме поступающего в атмосферу метана (основного компонента биогаза) не менее 40% – результат антропогенной деятельности, до половины этого объема “обеспечивают” объекты захоронения отходов. При разложении 1 т ТБО может образовываться 100-250 куб. м биогаза. Его теплота сгорания (ТС) – 15-25 МДж/куб. м – равнозначна 50% уровня ТС природного газа. Для утилизации биогаза требуется соответствующая инфраструктура на ТБО-полигоне (включая изолирующий экран, систему газосбора и т. п.).
В регионе ЕС, например, действует директива, предписывающая сбор и утилизацию газа со всех объектов, где захоронены биологически разлагающиеся отходы. В США добыча биогаза ныне превышает 500 млн. куб. м/год. Его преобладающая часть поступает на электростанции: суммарная их мощность – около 200 МВт.
Евгений Панцхава, доктор биологических наук, эксперт комитета по возобновляемым источникам энергии Союза инженерных обществ РФ, уточнил: “Ныне в европейском зарубежье число биогазовых установок – не менее 15 тыс., включая до 4 тыс. в Германии. А в Швеции, например, на маршруте Ленчепинг – Вестервик с 2005 г. эксплуатируется поезд на биогазе; в этой стране биогаз широко применяется и на автотранспорте”. Упомянутый поезд (вместимость – 60 пассажиров), оснащенный двумя автобусными двигателями на биогазе, способен проезжать 600 км без дозаправки, развивая скорость до 130 км/ч включительно. В 2005 г. на биогазе в Швеции работали 780 автобусов. (Rcc/Химия Украины и мира)