Политико-экономический кризис 2014-2015 гг. пагубно сказывается на всех бизнес-операциях украинских компаний. Однако едва ли какая-то из них пострадала больше, чем импорт. Ведь при практически синхронном падении обоих направлений внешней торговли Украины сокращение экспорта в значительной мере объясняется негативной ценовой конъюнктурой на мировых сырьевых рынках. Зарубежные же поставки в страну в I полугодии 2015 г. сократились на 36% до $18,1 млрд.
Знаете ли вы, что воздушные поршневые компрессоры Abac бывают масляными или безмасляными, одно-, двух- и трехцилиндровые, с ременным или коаксиальным приводом ? Поршневые компрессоры широко используются для производства сжатого воздуха, несмотря на КПД, меньший по сравнению с винтовым компрессором.
Директор экономических программ центра Разумкова Василий Юрчишин объясняет, что главной причиной этого падения было общее сокращение спроса в Украине: “В нынешней экономической ситуации произошло резкое снижение производства и, соответственно, спроса на потребительские и инвестиционные товары. Это коснулось продукции как зарубежного, так и внутреннего производства”. В то же время при трехкратной девальвации гривны в течение 2 последних лет импортные товары существенно проигрывают украинским аналогам в ценовой привлекательности. Дабы не поднимать цены реализации в соответствии с ростом курса иностранной валюты, импортерам приходилось работать с меньшей рентабельностью и, как следствие, меньшим количеством продукции. “Доступ всех экономических агентов к валюте в результате ограничительной политики НБУ также существенно снизился”, – добавляет Юрчишин. По его мнению, в таких условиях введение в 2015 г. временного импортного сбора в 5% для промышленных и 10% для продовольственных товаров уже не оказало существенного влияния на общие объемы поставок. Бюджет при этом заработал свыше 14 млрд. грн. только в I полугодии.
Политические аспекты нынешнего кризиса сказались на географической структуре украинского импорта. В I полугодии 2015 г. поставки из России сократились более чем наполовину до $3,7 млрд. Ключевую роль в этом сыграла переориентация импорта энергоресурсов. Если 2 года назад на Россию приходились 96% всех поставок газа, то в январе-июне 2015 г. – 37%.
Основные объемы голубого топлива Украина теперь закупает у европейских стран. Благодаря этому импорт из ЕС на общем фоне снизился не столь существенно – на 26% до $7,3 млрд. Объемы закупок у отдельных европейских стран-поставщиков существенно выросли. Например, импорт из Норвегии, более 80% которого приходится на энергоресурсы, за 6 месяцев 2015 г. увеличился в 4 раза. Беларусь, четвертый по объемам операции импорта партнер Украины, сократила их на 44% из-за роста цен на нефтепродукты своего производства. Они занимали 77% в общем объеме белорусских поставок.
Среди регионов наибольший удельный вес в импорте продолжает удерживать Киев с долей 38%. С огромным отставанием за ним следуют Днепропетровская и Киевская область. Часть объемов при этом приходится на столичный регион только по формальным признакам. “Многие компании-импортеры лишь зарегистрированы в Киеве. Сама столица столько не потребляет”, – отмечает руководитель Центра экономических исследований Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан.
На первую десятку крупнейших импортеров приходятся 27% внешнеторговых операций в своем направлении.
Крупнейшие импортеры товаров в I полугодии 2015 г.
Место в рейтинге | Компания | Отрасль | млн. $ |
1 | НАК “Нафтогаз” Украины” | нефтегаз | 2948 |
2 | “WOG Трейдинг” | нефтегаз | 356 |
3 | “ArcelorMittal Кривой Рог” | металлургия | 328 |
4 | “Азовсталь” | металлургия | 327 |
5 | НАЭК “Энергоатом” | энергетика | 213 |
6 | “Сингента” | химия | 161 |
7 | “ОККО-Бизнес” | нефтегаз | 145 |
8 | “Виолана-ТЭК” | грузоперевозки | 138 |
9 | “Самсунг Электроникс Украина Компани” | дистрибуция | 116 |
10 | ПАО “Укртатнафта” | нефтегаз | 115 |
- НАК «Нафтогаз Украины». Импорт за I полугодие 2015 г. – $2,948 млрд., за I полугодие 2014 г. – $2,439 млрд. Владелец – государство Украина.
Период с января по июнь 2015 г. был последним убыточным полугодием в новейшей истории “Нафтогаза”. C III квартала компании удалось выйти на небольшую прибыль – 200 млн. грн. Этому способствовало пятикратное повышение тарифов на газ для населения, падение цен на энергоносители на мировых рынках и диверсификация импорта. Благодаря стабилизации поставок из России НАК стала одним из немногих участников рейтинга, кому удалось нарастить объемы импорта за первую половину 2015 г. По словам председателя правления “Нафтогаза” Андрея Коболева, благодаря общему сокращению потребления газа в стране в 2016 г. правительство сможет отказаться от его импорта из РФ. С января по июнь 2015 г. общие поставки газа в Украину сократились до 10,1 млрд. куб. м, или на 30% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего г., причем 99% этих объемов импортировала НАК.
- «WOG Трейдинг». Импорт за I полугодие 2014 г. – $633,52 млн., за I полугодие 2015 г- $ 355,71 млн. Владелец – группа компаний “Континиум”.
В сети АЗС компания реализовывает только импортные нефтепродукты: из Польши, Литвы, Беларуси. Отечественная переработка не удовлетворяет требования компании по качеству. Тем не менее “Континиум” владеет Херсонским НПЗ, который после реконструкции сможет перерабатывать нефть до глубины 95%. Начало реализации проекта сегодня тормозит финансовое бремя – $800 млн. Товарооборот WOG за 2 года сократился на 17% до 1,65 млн. т/год. На бизнес компании давят как внешние, так и внутренние факторы. Падение мировых цена на нефть, девальвация гривны и сокращение внутреннего спроса снизили маржу продаж WOG от $185 до $140 на тонне нефтепродуктов. Кризис вынудил WOG искать новые источники дохода. На фоне роста спроса на сжиженный газ компания развивает газовые модули и планирует довести их количество до 300. Также она делает ставку на развитие WOG-кафе. В 2015 г. в сети заправок проданы 18 млн. порций кофе. В планах – развивать кафе вне АЗС.
- «Сингента». Импорт за I полугодие 2014 г. – $173 млн., за I полугодие 2015 г. – $161 млн. Владелец- Syngenta AG.
Украинское представительство швейцарского агрохимического гиганта Syngenta лидирует на отечественном рынке по продажам и импорту средств защиты растений, объем которого в 2015 г. оценивается в $850 млн. В I полугодии предыдущего года компания поставила в страну 11100 т пестицидов, или 13,5% от всего объема их импорта. “Сингента” также входит в число крупнейших игроков украинского рынка семян. В ноябре 2015 г. в Днепропетровской области открылся первый в СНГ и 12-й в мире Институт защиты семян Syngenta, в который компания вложила $600000. И хотя основная доля семенного направления ее бизнеса в Украине по-прежнему зависит от импорта, собственное производство обеспечивает до половины ее потребности в посевных материалах кукурузы и подсолнечника.
- «ОККО-Бизнес». Импорт за I полугодие 2014 г. – $507,72 млн., за I полугодие 2015 г. – $144,68 млн. Владельцы – Виталий Антонов, ЕБРР (миноритарный акционер).
Прошлогодние трудности “Галнафтогаза” не отличаются от проблем других украинских операторов АЗС. Удешевление нефти на мировом рынке и сокращение спроса внутри страны вынуждают компанию тщательно работать над издержками. Так, летом “Галнафтогазу” удалось предложить “Укрзализныце” самую низкую цену и выиграть тендер на поставку 80000 т дизтоплива. По итогам первой половины 2015 г. импорт компании сократился в 3,5 раза до $145 млн. В большей степени это обусловлено новым форматом торговли с Белорусской нефтяной компанией – одним из основных партнеров “ОККО”. Если раньше сеть покупала продукцию у белорусов напрямую, то в 2015 г. использовала для этого дочернюю компанию “БНК-Украина”. Также “ОККО” осваивает новые направления. На АЗС компании сегодня работают 34 пункта зарядных устройств для электромобилей. “Мы не должны жить исключительно сегодняшним днем. Мир меняется очень быстро”, – объясняет тенденцию собственник компании Виталий Антонов.
- «Укртатнафта». Импорт за I полугодие 2015 г. – $114,54 млн. Владельцы – государство, группа “Приват”, Александр Ярославский.
В 2015 г. премьер-министр Украины Арсений Яценюк объявил о намерениях создать вертикально интегрированную нефтяную компанию (ВИНК), в составе которой должна быть и “Укртатнафта”. На этой почве между правительством и группой “Приват”, контролирующей 28% акций предприятия, возник конфликт. Впоследствии Кременчугский НПЗ, которым управляет “Укртатнафта”, испытывал проблемы с поставкой украинской нефти. Проблему решили с помощью импорта казахского сырья. Наладив поставки, завод вышел на рекордный показатель переработки – 7500 т нефти в сутки. А прибыль компании в I полугодии 2015 г. выросла до 1,26 млрд. грн., что вдвое больше, чем за аналогичный период 2014 г. Кременчугский НПЗ – единственный работающий завод по переработке нефти в Украине, производит бензин, дизтопливо, мазут и авиатопливо. В начале февраля компания заявила о полном переходе на топливные стандарты Евро-4 и Евро-5. (Forbes-Украина/Химия Украины и мира)